Вопросы оценки качества школьного образования в России сегодня стали предметом обсуждения не только отечественных, но и зарубежных экспертов в области образования. Как нужно готовиться к введению национальной системы оценки образования? Нужны ли школе рейтинги? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответил глава Института исследований образования Университета Торонто (Канада), эксперт Факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук профессор Майкл Фуллан.
- Господин Фуллан, какую школу Вы назвали бы эффективной?
— У эффективных школ хорошее руководство во главе с директором, весь педагогический коллектив работает сообща, в сотрудничестве друг с другом. Учителя уделяют особое внимание совершенствованию своих педагогических и методических навыков. Они следят за результатами обучения детей, и на основе этих результатов выясняют слабые места, над которыми нужно поработать. Для этого они разрабатывают специальные стратегии обучения и применяют их. Кроме того, учителя в эффективных школах могут четко объяснить, что они делают, чтобы добиться прогресса, и каким образом собираются достичь тех или иных результатов.
- Сегодня активно обсуждается необходимость введения национальной системы оценки качества образования в школах России. Насколько мне известно, несколько лет назад после подобной реформы большого прогресса добились школы в Чили. Можно ли ожидать таких же результатов в нашей стране?
— При введении новой системы оценки важно добиться двух вещей, как это было сделано в Чили. Во-первых, эта система должна правильно и надежно измерять нужные показатели, а также пользоваться доверием людей. А во-вторых, одновременно с этим, нужно совершенствовать методики обучения, с тем, чтобы учителя могли добиться результатов, которые и будут измеряться экзаменами.
Страны, которые добились прогресса в школьном образовании, как это произошло в Чили, Шанхае или Южной Корее, усовершенствовали систему оценки и затратили средства на подготовку учителей по специальным методикам, которые позволили бы им добиться хороших результатов в рамках новой системы оценки.
- Как вы относитесь к такой системе внешней оценки, как рейтинги образовательных учреждений?
— Честно говоря, я не сторонник рейтингов. Рейтинговая оценка всегда неправильно информирует о положении дел, потому что школы, которые оказываются на верхних строчках в рейтинге, как правило, работают в иных условиях, чем школы из нижних строчек. Вся дискуссия становится бессмысленной.
У нас в Канаде есть данные о работе всех школ, они открытые и мы считаем их прозрачными. Но наша национальная политика состоит в том, чтобы рассматривать школы в комплексе. Вместо составления общих рейтингов, мы сравниваем только те школы, которые работают в аналогичных условиях. Тогда можно взять, например, 100 школ, которые расположены в районах с похожим социально-экономическим статусом. И если 25 из них очень успешно работают, то наша стратегия состоит в том, чтобы выяснить, что позволяет им достичь таких хороших результатов, и чего нет у остальных 75 школ. По крайней мере, это справедливое, честное сравнение.
Если вы хотите добиться успеха всей страны, то надо подтягивать школы одного и того же статуса к уровню лучших именно в этом статусе. Тогда будет совершенствоваться вся страна. При этом надо сокращать неравенство школ, помогать тем из них, которые отстают, выяснить, что они делают не так, и учиться у лучших.
- После того как в России несколько лет назад появились рейтинги школ, администрации некоторых хороших школ стали разными способами негласно избавляться от учеников, которые портят хорошие показатели. Как вы считаете, как можно решить эту проблему?
— Я примерно представляю себе, как это случается: родители хотят, чтобы дети шли в самую хорошую школу, и если у них есть деньги или какие-то иные рычаги влияния, они будут добиваться этого. При этом они хотят, чтобы в этой школе не было слабых учеников, что усугубляет дело.
Прежде всего, может быть, не стоит использовать систему рейтингов школ. Кроме того, надо создавать систему стимулов таким образом, чтобы она не вознаграждала школы, которые ограничивают доступ учеников. Ведь именно организационные принципы системы диктуют поведение ее членов. Это, конечно, вопрос государственной политики. Скажем, в США есть школы, которые не входят в государственную школьную систему, но по закону и они обязаны принимать учеников, независимо от их природных способностей, им запрещено проводить отбор.