Алексей Лахов, специально для проекта "Жизнь без преград"
Специально оборудованный микроавтобус, который одновременно служит и "лабораторией на колесах", и пунктом психологического консультирования, выезжает в места большого скопления людей: к железнодорожным станциям и торговым центрам. В месяц — от 12 до 16 выездов. В каждом участвуют от четырех до шести человек — медицинский работник, водитель, социальный работник, психолог, равные консультанты.
"Однажды в наш автобус пришла молодая пара. В ходе дотестового консультирования выяснилось, что у девушки, скорее всего, есть ВИЧ, и она знает об этом. Она боялась, что у нее обнаружится ВИЧ, и ей придется расстаться с молодым человеком, — рассказывает социальный работник проекта Екатерина Пойлова. — Тест девушки оказался положительным. Наши равные консультанты смоделировали вместе с ней возможные варианты разговора с любимым. Затем к нам зашел ее парень, сказал, что результат его теста положительный, и он не знает, как рассказать об этом своей девушке. После беседы молодой человек вышел из автобуса, взял девушку за руку и начал ей что-то говорить. Судя по тому, что потом они обнялись, разговор закончился хорошо".
Согласно статистике проекта, 60% ВИЧ-инфицированных имеют постоянного полового партнера. У более 80% есть опыт употребления инъекционных наркотиков. У 72% — сексуальные отношения с человеком, употребляющим наркотики инъекционно. Около половины в течение последнего года имели более одного сексуального партнера.
"Как-то женщина лет 50-ти рассказала мне о том, что была изнасилована, напоследок мужчина "предупредил" ее, что он ВИЧ-инфицирован. Страхи и мифы о ВИЧ изолировали ее от семьи. Женщина завела себе отдельную посуду, не позволяла себе целовать внука, ни с кем не разговаривала на эту тему, боялась сдать анализ, чтобы информация о положительном результате не дошла до ее близких. Она не хотела стать изгоем, но в течение шести лет сама загоняла себя в это состояние! Эта история меня потрясла, — делится Пойлова. — Я предложила женщине сделать быстрый тест на ВИЧ, потом еще один. Оба раза результат оказался отрицательным. Это был один из самых счастливых дней в жизни этой женщины, она так и сказала: "Свобода, это свобода!"
"В ходе дотестового консультирования у человека, который собирался сдать тест, спрашивают, к каким видам рискованного поведения он прибегал в течение последних нескольких месяцев, — говорит координатор проекта Полина Супроненко. — Конечно, в основном это инъекционное потребление наркотиков и незащищенные половые контакты. Затем социальные работники и равные консультанты информируют о ВИЧ, о том, как он передается, и насколько велика вероятность заражения при том или ином виде рискованного поведения".
По словам Полины Супроненко, в некоторых случаях людей, узнавших о своем положительном ВИЧ-статусе, приходится вести к врачам буквально за руку: так они боятся этого диагноза. Однако встречаются и те, кто, получив консультацию на тему ВИЧ и лечения этого заболевания прямо в автобусе, просят направление и идут к врачам самостоятельно.
"Больше всего работы с наркозависимыми клиентами, — рассказывает Супроненко. — Сложность состоит в том, чтобы направить такого человека к врачам за АРВ-терапией (лекарства, подавляющие размножение ВИЧ в лимфоцитах человека — прим.автора). У него велико искушение совсем махнуть на себя рукой: мол, наркоман, да еще и с ВИЧ, буду употреблять "до победного конца"! Мы же рассматриваем эту ситуацию как хороший мотиватор к тому, чтобы человек не только занялся своим здоровьем, но и обратился за помощью по поводу своей зависимости". В результате на базе наркологического диспансера в Выборге за 2013 год было оказано 440 немедицинских консультаций по вопросам принятия диагноза, лечения и зависимости.
Эксперты отмечают, что многие женщины, узнав о своем положительном ВИЧ-статусе, сразу же спрашивают о том, смогут ли они иметь здоровых детей. Мужчин главным образом интересует вопрос, как изменится качество их жизни.
"Говорить о таком неприятном диагнозе всегда тяжело. Но точно знаю, что рассказывать о нем надо уверенно, не тихо, с сочувствием, как бы извиняясь, а нормальным тоном, констатируя факты. А факты такие: ВИЧ уже давно вышел за рамки смертельного заболевания. Если диагноз есть, о нем надо знать как можно раньше, — отмечает равный консультант проекта Анастасия Афанасьева. — Я сразу говорю о том, что у меня этот же диагноз, что жить долго и вполне счастливо можно с помощью препаратов для АРВ-терапии. Глядя со стороны кажется, что информация о диагнозе уже не воспринимается так остро, как это было 5, 10 или 15 лет назад".
В сентябре 2012 года в городе Выборг Ленинградской области стартовал проект по экспресс-тестированию на ВИЧ-инфекцию. В его реализации принимают участие благотворительный фонд "Гуманитарное действие" и некоммерческое партнерство "Е.В.А.", а также врачи Центра СПИД Ленинградской области. Финансирование проекта взял на себя "Фонд помощи в области СПИДа (AHF)". В 2013 году было протестировано более 4 тысяч жителей области. 10% из них оказались ВИЧ-инфицированными.
Результаты работы проекта направлены в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, где подобная модель организации медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным людям оценена как успешная. В 2014 году география проекта расширилась. Мобильный пункт по экспрес-тестированию будет курсировать по Санкт-Петербургу, а также выезжать в Гатчинский район Ленинградской области. В Тосненском, Выборгском и Всеволожском районах основной акцент сделан на социальном сопровождении людей с подтвержденным диагнозом.