Согласно определению, данному в Международном стандарте Международной организации по стандартизации (ISO) 26000 "Руководство по социальной ответственности", социальная ответственность – это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; введено во всей организации.
Социальная ответственность применима ко всем организациям, однако наибольшее распространение она получила в бизнес-сообществе под названием "корпоративная социальная ответственность" (КСО).
С середины XX века КСО начинает активно внедряться в практику компаний Западной Европы и США, а позднее стран с быстроразвивающейся экономикой, включая Россию.
В РФ развитие корпоративной социальной ответственности началось в последнее десятилетие. С тех пор число российских компаний, внедряющих в свою деятельность принципы социальной ответственности, постоянно растет.
Одной из форм проявления социальной ответственности бизнеса является корпоративная благотворительность — добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.
В России от общего объема рынка благотворительности порядка 90% приходится на корпоративную благотворительность.
Крупные компании способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать – в масштабах региона или страны в целом – проблемы в области образования и здравоохранения.
Такие проекты носят характер социальных инвестиций. Крупные компании разрабатывают специальные благотворительные программы, проводят грантовые конкурсы.
Средний и малый бизнес обычно поддерживает конкретные учреждения – детский дом, хоспис, общество инвалидов, ветеранов. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты – для детского дома, приюта), либо услуги (строительная фирма помогает возводить храм).
В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность — дополнительная деятельность, для благотворительных фондов это основная деятельность. Источником средств для фондов в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг (их называют фондами местного сообщества). Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды (например, Благотворительный фонд ЛУКОЙЛ).
Если корпоративные благотворители сами выбирают социальные задачи под свои средства (часто этот выбор определяется интересами и вкусами руководства), то фонд откликается на имеющиеся в обществе острые проблемы и ищет средства их решения.
Благотворительные фонды аккумулируют средства, анализируют проблемы, вырабатывают действенные решения и стремятся как можно эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.
Коалицией крупнейших российских и иностранных благотворительных (донорских) организаций, работающих в России, является Форум Доноров — некоммерческое партнерство, зарегистрированное в 2002 году. Его миссия – способствовать развитию и большей эффективности грантодающей деятельности в России. Среди членов Форума Доноров — фонд Дмитрия Зимина "Династия", благотворительный фонд В. Потанина, благотворительный фонд "Система", фонд просвещения "Мета", благотворительный фонд "Урал", ОК Русал, компании "Амвэй", "Русал", "Бат", "Росбанк" и другие. Основными формами работы Форума Доноров являются организация встреч и конференций, предоставление информации, необходимой для каждодневной работы донорского сообщества.
Чаще всего программы нацелены на поддержку семьи и детей, защиту окружающей среды, поддержку здоровья и пропаганду здорового образа жизни.
Основными благополучателями программ корпоративного волонтерства являются конкретные нуждающиеся и муниципальные и государственные учреждения (детские дома и дома престарелых, больницы и др.). Многие волонтерские программы касаются отдельных населенных пунктов, в которых сотрудники компаний занимаются уборкой и благоустройством территории, высадкой зеленых насаждений и прочим.
В ряде случаев происходит замещение традиционных программ корпоративной благотворительности мероприятиями с привлечением волонтеров из числа сотрудников.
Корпоративное волонтерство является частью корпоративной культуры банка Уралсиб, компании "Эльдорадо", группы компаний "Новард" и многих других крупных российских организаций.
Форум Доноров совместно с газетой "Ведомости" и сетью аудиторско-консалтинговых фирм PwC ежегодно проводит исследовательский проект "Лидеры корпоративной благотворительности", целью которого является выявление лучших образцов благотворительных программ и распространение информации о корпоративной благотворительности в бизнес-среде и в обществе в целом.
В 2013 году в проекте "Лидеры корпоративной благотворительности" приняли участие 63 российские и международные компании с общим оборотом в 2012 году более 100 миллионов рублей, осуществляющие свою благотворительную деятельность на территории РФ. Общий объем средств, который компании-участники проекта потратили на поддержку различных благотворительных инициатив в 2012-2013 годах, составил 13,4 миллиарда рублей. Топ-10 компаний с системным подходом к благотворительности возглавило ОАО "Северсталь". Всего за пять лет проекта в нем приняли участие 128 компаний.
По итогам конкурсов было запущено несколько рекламных кампаний благотворительных организаций. Среди них — Центр лечебной педагогики, фонд помощи хосписам "Вера", фонд "Большая перемена", фонд "Фокус Медиа", фонд "Дети наши", фонд "Право матери", фонд "Доброе дело", фонд "Даунсайд Ап", музей и общественный центр "Мир, прогресс, права человека" им. Андрея Сахарова, фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам", "Милосердие", Союз волонтерских организаций и движений и другие.
Самыми распространенными видами корпоративной благотворительности являются помощь детдомам и больным детям, а также сбор денег для нуждающихся.
Согласно опросу, проведенному Фондом Общественное мнение 1 сентября 2013 года в 100 населенных пунктах страны, 87% жителей России положительно относятся к корпоративной благотворительности. Всего было опрошено 1,5 тысячи респондентов.
С 2004 по 2013 годы в последний понедельник февраля отмечался Международный день корпоративной благотворительности (International Corporate Philanthropy Day, ICPD). Он был учрежден американским Комитетом поощрения корпоративной благотворительности (Committee Encouraging Corporate Philanthropy, CECP), основанным в 1999 году актером и филантропом Полом Ньюманом вместе с известными бизнесменами. CECP — международный форум лидеров бизнеса, сосредоточенный на проблеме повышения уровня и качества корпоративной филантропии. В числе его участников — более 170 руководителей компаний, на долю которых в совокупности приходится более 40% всей зарегистрированной корпоративной благотворительности в Соединенных Штатах.
В 2013 году CECP объявила, что больше не будет координировать и отмечать Международный день корпоративной благотворительности, но вместо этого призвала своих партнеров присоединиться к движению #GivingTuesday как способу сделать свои социальные инвестиции.
В России Международный день корпоративной благотворительности отмечается с 2010 года и только начинает набирать популярность.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников