Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Родители в России довольны школами, но всерьез на них не рассчитывают

Довольны ли родители школами, где учатся их дети? Чтобы выяснить это, сотрудники Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ЦЭНО РАНХиГС) при Президенте РФ провели масштабное социологическое исследование.

Анна Курская, РИА Новости

Родители российских школьников довольны отечественной системой школьного образования, но признают, что без дополнительных занятий и репетиторов их дети не смогут успешно сдать ГИА и ЕГЭ. К таким выводам пришли исследователи из Российской академии народного хозяйства и государственной службы, которые провели опрос родителей из разных регионов страны.

Государство последние годы неустанно реформирует систему общего образования. Менее чем за десять лет были введены Единый госэкзамен для одиннадцатиклассников и Государственная итоговая аттестация для девятиклассников, выросли зарплаты учителей, были внедрены новые образовательные стандарты, переоснащены школы. По-видимому, все эти меры должны были повысить качество образования и вызывать удовлетворение у родителей.

Удалось ли достичь этого результата? Довольны ли родители школами, где учатся их дети? Чтобы выяснить это, сотрудники Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ЦЭНО РАНХиГС) при Президенте РФ провели масштабное социологическое исследование, в рамках которого в мае-июне 2013 г. опросили 3040 родителей школьников в городах и селах Свердловской, Воронежской и Ивановской областей.

Ожидания и усилия

Чего родители ждут от школы? По их мнению, система школьного образования должна решать одновременно несколько задач, главная из которых — получение необходимых знаний и приучение к дисциплине и систематическому труду, рассказал РИА Новости старший научый сотрудник ЦЭНО РАНХиГС, ученый секретарь Института гуманитарного развития мегаполиса Дмитрий Логинов.

«Родители также ждут, что школа поможет их детям приобрести разнообразные знания о мире и овладеть навыками общения», — отметил он.

Данные опроса показали, что большинство родителей учащихся сегодня вполне удовлетворены школьным образованием, считают, что в школе «все хорошо». В регионах, где проходило исследование, от 70 до 80% родителей отметили, что они довольны школой.

«Родителям важно, что школа, в общем, детей учит, выполняет те функции, которые от нее ожидают, что контакт с учителями нормальный, что ребенок присмотрен, – таковы основные требования, которые они сейчас предъявляют к школе», — рассказала РИА Новости директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ЦЭНО РАНХиГС) при президенте РФ Татьяна Клячко.

По мнению исследователей, в обществе сегодня сложилась парадоксальная ситуация: хотя большинство родителей довольны школой, в то же время они уверены, что их дети не смогут успешно сдать ГИА и ЕГЭ без дополнительных занятий. И эти занятия начинаются едва ли не с детского сада.

«Родители прикладывают немалые усилия, чтобы дать ребенку образование, начиная с занятий по подготовке к школе и заканчивая репетиторами и курсами подготовки к ГИА и ЕГЭ. Большинство детей непрерывно получают дополнительное образование со старшего дошкольного возраста вплоть до выпускного класса», — рассказал Дмитрий Логинов.

Согласно данным опроса, 70,8% детей делают домашние задания с родителями. Дополнительные занятия в школе оплачивают 28,8% семей, репетиторов не из школы нанимают 24,5%. И лишь 0,5% родителей никак не помогают детям с учебой.

«Это расставляет все точки над «и», — отметила Татьяна Клячко. — То есть, с одной стороны, у родителей нет особых претензий к школе. Но, с другой стороны, школа не позволяет, по их мнению, автоматически сдать экзамены, определяющие дальнейшую судьбу ребенка».

Кто на самом деле учит детей?

У сложившейся ситуации есть плюсы и минусы. Наверное, не так уж плохо, что родители в нашей стране в последнее время активно занимаются образованием своих детей, планируют его на годы вперед.

«Если раньше ребенок шел в ближайшую к дому школу, и никто особо не беспокоился об этом, то сегодня в среде среднего класса активный выбор школы стал уже общей практикой. Родители если не с рождения ребенка, то, по крайней мере, лет с трех начинают думать, в какой он пойдет детский сад, что он там получит, какие там будут условия. В какую школу он сможет оттуда попасть, и как обеспечить ему это попадание. И так далее», — рассказала Татьяна Клячко.

Действительно, сегодня многие родители считают, что без хорошей школы их ребенок не сможет попасть в престижный вуз, и тратят огромные усилия и средства на реализацию своих планов. Что же будет с теми детьми, у которых родители не имеют выбора или не задумываются о нем?

«Разница в образовательных результатах детей сегодня зависит во многом не от того, что ребенок может сам, а от того, насколько сильно родители вмешиваются в его школьную жизнь. Не станет ли это основой будущей инфантильности вчерашних учеников? Мы пока этого не знаем. Но если ребенка с детства и до конца школы водят за ручку, нанимают «подпорки» в виде репетиторов, он оказывается в достаточно сильной зависимости от любых подпорок», — отметила эксперт.

В то же время есть и другая тенденция, отмечают исследователи. Школы не хотят брать учеников, родители которых не обеспечат ей хороших показателей в рейтингах, что отражается и на финансировании. Идет достаточно заметная селекция учеников. Те, кто послабее, переходят в школы похуже, там скапливается достаточно трудный контингент. С другой стороны, появляются и «хорошие» школы, но их успех в значительной степени обусловлен тем, что родители прикладывают огромные усилия для того, чтобы их ребенок соответствовал требованиям школы.

«В результате, мы не знаем, кто на самом деле эффективно учит детей: школа или кто-то еще», — резюмировала Татьяна Клячко.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Пятый Медиафорум этнических и региональных СМИ прошел в МосквеКравцов рассказал о запуске программы создания школьных театровКириенко: более 3 тысяч заявок подали на участие в премии "Знание"Школьники из России взяли 8 медалей на Международном турнире по информатикеЛогистика фудшеринга: продукты для малоимущих доставят НКО и соцзащитаМИА "Россия сегодня" запускает медиалабораторию в ВДЦ "Орленок" В Минпросвещения прокомментировали обновленные ФГОССенатор: власть должна двигаться с молодежью в одном направленииЭксперт: молодежь активно интересуется будущим бизнеса в странеВ Москве пройдет пятый Медиафорум этнических и региональных СМИВ России необходимо улучшить подготовку специалистов, заявил ПутинКравцов рассказал о проблемах лишней отчетности у учителей в регионах Кравцов заявил, что на базе колледжей создадут программы профориентацииКравцов: важно обеспечить детям равный доступ к качественному образованиюВ Москве подвели итоги школьного этапа ВОШВ МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностьюВасильева рассказала об исследованиях Российской академии образованияВ Минпросвещения уточнили требования к преподаванию математики в школахБолее 66 тысяч выпускников московских школ напишут итоговое сочинениеШкольники и студенты Тюменской области вернутся к очному обучению 22 ноября