Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Учителя не считают, что рост зарплат заметно повлиял на их жизнь

© РИА Новости / Павел КомаровДарья Черепанова, учитель русского языка и литературы гимназии № 11 Новосибирска
Дарья Черепанова, учитель русского языка и литературы гимназии № 11 Новосибирска
Престиж профессии школьного учителя последовательно снижался с начала 1990-х годов в течение двух десятилетий. Выпускники педвузов практически перестали приходить на работу в школу, возникла проблема старения и недостатка кадров. Главной причиной этого стала невысокая заработная плата педагогов.

Анна Курская, РИА Новости

Реформа оплаты труда педагогов и рост их зарплаты до среднего по региону сделал профессию школьного учителя несколько более конкурентоспособной, чем в последние два десятка лет, однако больших изменений в школах в ближайшее время ожидать не приходится. К такому выводу пришли исследователи из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

© Инфографика / Перейти в фотобанкПедагогические кадры: кого и сколько готовят в России
Педагогические кадры: кого и сколько готовят в России

Престиж профессии школьного учителя последовательно снижался с начала 1990-х годов в течение двух десятилетий. Выпускники педвузов практически перестали приходить на работу в школу, возникла проблема старения и недостатка кадров. Главной причиной этого стала невысокая заработная плата педагогов, не выдерживающая конкуренции с доходами представителей других профессий.

Чтобы исправить ситуацию и привлечь молодых квалифицированных специалистов в школы, около трех лет назад правительство начало проводить реформу системы оплаты труда учителей. Новый Закон об образовании, вступивший в силу в сентябре 2013 года, закрепил положение, по которому заработная плата школьных учителей не может быть ниже уровня средней заработной платы по региону. В основном, регионам удалось решить эту задачу, зарплата учителей выросла. Однако осталось неясным, привлекла ли эта мера новых педагогов в школу, повысила ли их заинтересованность в результатах своего труда, выросло ли качество услуг в сфере общего образования?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, сотрудники Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ЦЭНО РАНХиГС) при Президенте РФ провели масштабное социологическое исследование. Они провели анкетирование 3040 родителей школьников и 3300 учителей, а также провели 37 глубинных интервью с директорами школьных учреждений. Опрос был проведен в мае-июне 2013 г. в городах и селах Свердловской, Воронежской и Ивановской областей.

Несмотря на все принятые меры по стимулированию педагогов, в ближайшее время ожидать больших изменений в школах не приходится, рассказала РИА Новости руководитель исследования, директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко.

«К моменту проведения исследования прошло еще слишком мало времени для серьезных перемен, но и спустя год ждать серьезных подвижек нельзя, — рассказала она. — Такие реформы дают результат на отрезках времени в три-пять, а может, и больше лет. Сейчас можно говорить только об отношении учительского корпуса к происходящему».

Больше молодежи, больше бюрократии

Что касается отношения педагогов, то мнения учителей и директоров школ существенно различаются между собой. Директора, которых опросили исследователи, оценивают произошедшие перемены оптимистично. По их мнению, реформа постепенно решает проблему нехватки и старения педагогических кадров.

Повышение заработной платы делает школу конкурентоспособным работодателем, и в последнее время уже обозначилась тенденция на приток молодых учителей, рассказала Татьяна Клячко.
«В Москве средняя зарплата учителя сегодня 50–60 тысяч рублей. Молодой специалист в другой сфере не так часто получает такие деньги. Правда, и учитель получит их не сразу, но у него есть перспективы повышения зарплаты до этого уровня. Поэтому, в принципе, молодые люди уже готовы идти работать в школу», — пояснила она.

В то же время, отметила эксперт, молодые учителя быстро сталкиваются с тем, что их работа психологически и физически тяжелая, и далеко не все из них задерживаются в школе надолго. К традиционным педагогическим нагрузкам прибавляются все возрастающие в последнее время требования, директора и учителя жалуются на перегруженность административной и бумажной работой. Так, например, педагог должен отчитываться за все выданные ему деньги, вести не только электронный журнал, но и традиционный бумажный.

«Некоторые знакомые учителя каждый год говорят мне, что они уйдут из школы, что продолжать работу уже невозможно, этот бумажный вал их захлестывает. Директора школ много говорили в нашем исследовании об этой проблеме», — отметила Татьяна Клячко.

Избавиться от балласта?

Исследование показало, что директора школ рассматривают реформу системы оплаты труда как инструмент повышения эффективности. По их мнению, новая система позволяет им избавляться от учителей, которых они считают не соответствующими должности. При этом сэкономленные деньги идут на повышение заработной платы оставшихся, эффективных педагогов.

К сожалению, часто происходит и другое: рост зарплаты идет за счет сокращения вспомогательного персонала — лаборантов, IT-специалистов, психологов.

«Конечно, можно сократить расходы на вспомогательный персонал, но тогда увеличится время ожидания, скажем, починки или обновления программного обеспечения компьютеров. А в условиях повышения технологической сложности учебного процесса, которое происходит сегодня во всем мире, доля вспомогательного персонала должна, наоборот, возрастать. Кроме того, на Западе в школах есть помощники учителей, у нас таких должностей просто нет», — пояснила Татьяна Клячко.

Как это скажется в дальнейшем на жизни школы? Исследователи пока не берутся делать прогнозы. Не исключено, что те кадры, которые сейчас могут казаться избыточными, на самом деле окажутся нужными школе, и в их отсутствие нагрузка на учителей значительно возрастет.

Оставшимся стало тяжелее

Учителя, принявшие участие в опросе, говорят о том, что картина в школе складывается менее радужная, чем она выглядит со стороны администрации.

«Они приветствуют повышение оплаты труда, но считают, что оно принципиально не меняет их материального положения, уровня их семейных доходов или социального самочувствия», — рассказал РИА Новости старший научый сотрудник ЦЭНО РАНХиГС, ученый секретарь Института гуманитарного развития мегаполиса Дмитрий Логинов.

Исследование показало, что в основе повышения зарплаты лежит не рост стоимости педагогического труда, а рост нагрузки на учителя, усугубляемый возрастающим объемом бюрократической работы, а также необходимость подрабатывать вне школы, пояснил эксперт. Поэтому учителя не воспринимают повышение заработной платы как инструмент повышения эффективности.

Сокращение «неэффективных» учителей приводит к тому, что оставшимся приходится работать больше. Кроме того, достаточно много усилий приходится прикладывать для получения стимулирующей надбавки. И хотя реформа системы оплаты труда прошла уже несколько лет назад, совокупность разных причин — уменьшение числа учителей, рост внеурочной нагрузки, — сейчас начинает ощущаться учителями как проблема, им стало тяжело работать, отмечают исследователи.

«Я не думаю, что сложившаяся ситуация приведет к оттоку кадров. Если учитель работает в школе больше десяти лет, то, как правило, он считает, что ему будет крайне сложно найти другую работу», — отметила Татьяна Клячко.

Кроме того, по ее словам, сегодня разрыв между пенсией и заработной платой учителя, особенно в Москве, стал достаточно большим. К примеру, зарплата учителя иностранного языка может превысить 60 тысяч рублей, а пенсия с московскими надбавками составляет около 13–14 тысяч.

«Уходить из школы на пенсию — значит достаточно много терять. Поэтому пожилые учителя, несмотря на рост нагрузок, остаются в школе. Как это сказывается на их самочувствии и отношении к работе — это уже другой вопрос», — резюмировала эксперт.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Логистика фудшеринга: продукты для малоимущих доставят НКО и соцзащитаМИА "Россия сегодня" запускает медиалабораторию в ВДЦ "Орленок" В Минпросвещения прокомментировали обновленные ФГОССенатор: власть должна двигаться с молодежью в одном направленииЭксперт: молодежь активно интересуется будущим бизнеса в странеВ Москве пройдет пятый Медиафорум этнических и региональных СМИВ России необходимо улучшить подготовку специалистов, заявил ПутинКравцов рассказал о проблемах лишней отчетности у учителей в регионах Кравцов заявил, что на базе колледжей создадут программы профориентацииКравцов: важно обеспечить детям равный доступ к качественному образованиюВ Москве подвели итоги школьного этапа ВОШВ МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностьюВасильева рассказала об исследованиях Российской академии образованияВ Минпросвещения уточнили требования к преподаванию математики в школахБолее 66 тысяч выпускников московских школ напишут итоговое сочинениеШкольники и студенты Тюменской области вернутся к очному обучению 22 ноябряСтартовал финал "Большой перемены" для студентов колледжейРоссия и Китай будут развивать проекты дополнительного образованияПодарок ангелу: четырнадцатилетнюю девочку спасет операция на позвоночникеВ Минпросвещения рассказали, как выбрать допобразование для детей