Слово "рак" уже давно перестало быть приговором, но его лечение остается одной из наиболее проблемных и сложных сфер в медицине. О том, насколько важна координация усилий в борьбе с онкологическими заболеваниями, рассказал корреспонденту РИА Новости заместитель главного врача по онкологической помощи 57-й городской больницы г. Москвы, президент фонда "Вместе против рака" Игорь Русаков.
— Игорь Георгиевич, вы врач — и при этом руководите общественной организацией, помогающей больным и их родственникам. Не вступает ли одно с другим в противоречие?
— Не только не вступает, но и наоборот: успех в лечении онкологических заболеваний может обеспечить только тесное взаимодействие, сотрудничество между врачами всех онкологических специальностей (это хирурги-онкологи, радиологи и химиотерапевты), врачами общей лечебной сети — и организаторами здравоохранения, больными и их родственниками.
— К чему может привести отсутствие такого взаимодействия?
— Как, наверное, все уже знают, чем раньше мы выявляем злокачественные опухоли, тем лучше результаты лечения онкологических больных. Но для раннего выявления рака — а это дело трудоемкое и затратное, особенно для некоторых его видов и локализаций, — нужна целая система мероприятий, причем мощных, масштабных, порой дорогостоящих. Организовать их должны не врачи-онкологи. Это задача лечебно-профилактических учреждений регионов, областей, городов, районов и так далее. Нужно минимальными усилиями получить максимальный результат.
— Всех поголовно нужно отправлять в поликлинику и обследовать от и до?
— Это физически невозможно. Но есть онкологические формы, для которых своевременная диагностика в особенном приоритете. Она, можно сказать, жизненно важна, причем в самом буквальном смысле. У женщин это рак шейки матки и рак молочной железы. У мужчин — рак предстательной железы. У тех и других — рак прямой и толстой кишки и другие локализации. Когда мы говорим о проблеме скрининга (раннего выявления) злокачественных опухолей, мы ставим задачу не только увеличения продолжительности жизни больных. Конечно, это очень важно, проживет ли больная с раком молочной железы пять лет или десять, и всем хотелось бы этот срок увеличить. Но еще более важная задача — сделать так, чтобы она вообще не умирала от рака этой локализации. И решить ее можно только силами всего общества, не только медицинского сообщества. Разумеется, главная роль всё-таки у врачей, и часто врачей общих специальностей: участковых терапевтов, хирургов на местах, урологов, гинекологов, отоларингологов и так далее.
— К такому врачу пришел пациент с болями в суставе, тот его направил к невропатологу, а он — на физиолечение. В результате костная опухоль стала стремительно расти.
— Безусловно, важна онкологическая грамотность среди врачей общего профиля. Мы должны нести знания об онкологии не только в среду больных, но и в среду коллег. Для этого нужны общемедицинские форумы. Еще Гиппократ говорил: "Думай всегда о раке". Каждый врач должен пользоваться этим наставлением великого врача древности.
— Ну а если не пользуется?
— Должны быть предусмотрены административные, юридические меры, наказание. Для этого и существуют медицинские профессиональные сообщества, которые могут вынести профессиональный вердикт такому врачу. К сожалению, у нас эта система контроля за действиями врачей недостаточно хорошо отработана, и иногда больных от врача нужно защищать, хотя часто в защите нуждается врач. Но я надеюсь, что большие изменения, которые происходят в высшей школе, в том числе и в медицинских вузах, в системе обучения врачей, изменят ситуацию.
— Доступна ли в России онкологическая помощь всем, кто в ней нуждается?
— Да. Ответственно это могу заявить. Онкологическая помощь еще с 50-х годов представлена стройной системой диспансеров и онкологических больниц. Система учета онкологических больных в нашей стране, предложенная тогда нашими замечательными учителями, долгое время считалась лучшей в мире. Великобритания брала ее за образец.
Целый ряд регионов страны своей работой подтверждают, что при нормальной работе организаторов здравоохранения и онкологов оказать нужную помощь мы можем всем. Другое дело, что, может быть, не везде она оказывается в том объеме, в каком хотелось бы. Не везде есть абсолютно все условия для пациентов.
Доступность и качество онкологический помощи>>>
— Как ведется учет онкологических больных?
— Наша система диспансерного учета и наблюдения за больными, дальнейшего слежения, оценки лечения в настоящее время оптимальна. Да, нам иногда не хватает компьютерной техники, умных компьютерных систем, и приходится что-то делать вручную: отстали мы в этой области знаний, и, наверно, не только в медицине.
Головные институты выпускают по несколько сборников ежегодно о состоянии онкологической помощи и по динамике злокачественных новообразований в России. Это достаточно полные издания, и очень часто на Западе такого нет.
— С какими жалобами обращаются пациенты?
— Сейчас появляется много различных методик лечения. И когда только-только разработано что-то новое, обеспечить лечением по этой методике сразу всех практически невозможно; могут быть сбои. Иногда современная наука опережает практику (или публикуются недостаточно проверенные сведения), а потом, спустя время, ее достижения оказываются малорезультативными. Есть третья проблема: часто в каких-то консультативных центрах необоснованно назначают редкие дорогостоящие препараты, а потом больные начинают жаловаться, что онколог им не выписывает именно их, хотя очень часто пациенту на этом этапе нужны другие. В целом в разных регионах России наполняемость новыми современными препаратами разная, и не везде она абсолютная, но каждый год лекарственное обеспечение в онкологии улучшается.
— Средств, выделяемых на лекарства, достаточно?
— При их разумном применении — да. Их может быть достаточно. Но нельзя всё мерить только деньгами. Все больные разные, у всех разные потребности, возможны разные методы лечения. Вообще, онкологическая помощь — одна из самых затратных в медицине. Некоторые сверхзатратные области онкологии наше общество не всегда может себе позволить для каждого конкретного больного. Ситуация не идеальна, но положение улучшается из года в год. Я давно работаю в онкологии и могу это засвидетельствовать. Движение онкологии вперед — задача всего общества, а не только врачей. Если большие начальники в городах, республиках и так далее будут уделять ему больше внимания, то и организаторы здравоохранения сумеют разрешить проблемы и добиться изменений в том, что мы хотим улучшить.