Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Социальный навигатор

Эксперт: «Ребенок в театре должен научиться отличать добро от зла»

© Фото : предоставлено Цирком на ФонтанкеНовогоднее представление "Золушка" в Цирке на Фонтанке
Новогоднее представление Золушка в Цирке на Фонтанке
Завершились зимние школьные каникулы. Юные москвичи успели оценить спектакли, вошедшие в Рейтинг новогодних представлений Москвы 2013-2014. Чем театр может привлечь современного подростка? Как выбрать спектакль? На эти и другие вопросы ответила заместитель художественного руководителя театра Светлана Скрипниченко.

Завершились зимние школьные каникулы. Юные москвичи успели на своем опыте оценить спектакли, вошедшие в Рейтинг новогодних представлений Москвы 2013-2014, подготовленный «Социальным навигатором» РИА Новости. Одним из лидеров рейтинга стал Московский Театр русской драмы под руководством М.Щепенко. Чем театр может привлечь современного подростка? Как выбрать спектакль, который заинтересует ребенка и оставит добрый след в его душе? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответила заместитель художественного руководителя театра Светлана Скрипниченко.

- Светлана Викторовна, многие родители знают, что дети неохотно соглашаются пойти в театр, предпочитая провести время за компьютером или у телевизора. Чем сегодня театр может привлечь детей и подростков?

— Хотя мы и живем в век технического прогресса, информационных технологий и 3D-графики, сегодня, как и во все времена, главное в театре – это спектакль. Если он настоящий – искренний, добрый, заставляющий думать и сопереживать, — зритель это чувствует, и ему не надо дополнительных «приманок». А дети любую фальшь, надуманность, провокацию чувствуют куда острее взрослых. Их модными картинками и дорогими спецэффектами не купишь.

© ИнфографикаРейтинг детских новогодних представлений Москвы 2014: топ лучших
Рейтинг детских новогодних представлений Москвы 2014: топ лучших

По опыту нашего театра могу сказать, что ситуация с приобщением детей к театральному искусству не такая драматичная, подростков далеко не всегда ради спектакля приходится силой отрывать от компьютера. Среди них много постоянных зрителей. Подростки сейчас думающие, всем интересующиеся, они очень живо откликаются на спектакли – как на развлекательные, так и на более серьезные. В нашем театре больше всего зрителей собирают пьесы Чехова и Гоголя, популярные среди старших школьников.

Да и для более младших детей верно утверждение: если ребенку один раз понравилось в театре, он будет приходить сюда снова и снова. Хотя для первого похода родителям нередко приходится вести разъяснительные беседы.

- Недавно завершились зимние школьные каникулы. Могут ли театры использовать их, чтобы стимулировать интерес школьников к своим постановкам? Насколько важно, на Ваш взгляд, заботиться о специальном новогоднем репертуаре для юных зрителей?

— Безусловно, в зимние каникулы театральный репертуар должен быть исключительно новогодним, потому что в эти дни все ждут сказки и чуда. Даже название спектакля должно быть связано с Новым годом, чтобы привлечь детей: скажем, на «Золушку» в зимние каникулы зрители не пойдут. В нашем театре, например, в дни зимних каникул шли спектакли, названия которых отражали особенную атмосферу этих дней: «Два Мороза», «Двенадцать месяцев», «Бенгальские огни», «Морозко». Сразу понятно и родителям, и детям, что они увидят на сцене и Деда Мороза со Снегурочкой, и елку-красавицу, и волшебство самого долгожданного праздника.

- Стоит ли при подготовке детского спектакля ориентироваться на максимально широкую возрастную аудиторию или наоборот, лучше сузить ее, чтобы в большей степени заинтересовать детей определенного возраста?

— Мы на своей практике знаем, что один и тот же спектакль не может быть одинаково интересным и для самых маленьких зрителей, и для детей постарше. Внимание малышей может удержать только максимально короткий спектакль, минут 40, максимум — час. Картинка на сцене должна быть яркой, динамичной и лаконичной: поплясали и похлопали. В нашем театре нет спектаклей для детей младшего дошкольного возраста, мы ориентируемся на более старшую публику. Даже в спектакле «Морозко» с таким, казалось бы, с детства знакомым сюжетом, трехлетние дети мало что поймут.

Спектакль должен быть не только зрелищем, он должен учитывать возрастные особенности, интересы и кругозор ребёнка, чтобы проникнуть в его маленькую трепетную, ни от чего не защищённую душу. Поэтому возраст нужно указывать обязательно.

Некоторые театры ставят на афишах маркировку «0+». На наш взгляд, это неверно. Если спектакль, тем более первый в жизни, не тронет маленького зрителя, если само волшебство театрального перевоплощения останется для него непонятным, больше пойти ни в какой театр он не захочет. Как говорится, первое впечатление нельзя произвести дважды.

Именно поэтому мы всегда подробно расспрашиваем наших зрителей, для детей какого возраста они приобретают билеты. К примеру, наш спектакль «Два Мороза», несмотря на такое простое название и очевидный сюжет, понять во всей его полноте, со всем житейским юмором и хитросплетениями могут только зрители от 8 лет. Это проверено многолетней практикой.

- Должны ли дети учиться чему-то в театре, или развлекательная функция должна быть на первом месте?

— Важно и то, и другое – развлекая, поучай. Но сегодня театр, встречая юного зрителя, оказывается в непростой ситуации. С одной стороны, к нам приходит ребёнок, избалованный развлечениями – многочисленные гаджеты, интернет, телевидение. С другой стороны, большая часть детской аудитории – школьники, то есть те, кто все время находится в ситуации оценивания своих знаний, навыков, своего поведения. Этого зрителя всё время чему-то учат: как надо себя вести, решать задачи и так далее. То есть и удивить его, только развлекая, сложно, и оттолкнуть нарочитым назиданием и морализаторством легко.

Конечно, новогодние елки – это, в первую очередь, праздник. Никому не хочется на каникулах делать домашние задания. Но и праздник может проходить с разными «сверхзадачами». Одно дело напечь дома пирогов, а другое – напечь пирогов и пойти угостить соседей, бабушку на улице. Вроде бы делали одно и то же, а результат и эмоциональный «остаток» принципиально различны. Так и в театре.

На детском спектакле ребёнок не должен чувствовать себя как за школьной партой, где ему «втемяшивают» в голову, что такое хорошо, а что такое плохо. Эти истины проникнут в его душу сами, если произойдет момент узнавания себя в героях спектакля – своих поступков, своего характера, похожих ситуаций. К примеру, в нашем спектакле «Бенгальские огни» по рассказам Н.Носова один из главных героев все время врет, а страдает за это вранье его маленькая сестрёнка. Драматург Юлия Аверина выстраивает отношения и сюжет в спектакле таким образом, что персонажи не делятся на однозначно хороших и однозначно плохих, а каждый из них способен измениться в лучшую сторону, что и происходит в финале. В спектакле важно дать ребенку – впрочем, как и взрослому зрителю – самому во всем разобраться, почему этот мальчик или эта девочка поступили так или иначе, кому от его поступков хорошо или плохо.

Такой подход к детской драматургии – вообще особенность всех наших спектаклей. Казалось бы, сюжет сказок «Морозко», «Двенадцать месяцев» всем известен. Однако в наших спектаклях ракурс зрения на борьбу добра со злом – сюжетную основу любой сказки – принципиально иной. Добро должно не победить зло, не наказать, а «переманить» на свою сторону. Так, например, в спектакле «Морозко» злая мачеха и её вредная дочь Лизавета осознают свои злые поступки не потому, что их кто-то заставил, наказал, а потому, что главная героиня Марьюшка (аналог Настеньки из известной сказки) прощает и любит их, несмотря ни на что. Любовь может любое зло превратить в добро – вот о чем думают наши маленькие зрители, выходя из театра. А когда после спектакля есть, над чем подумать, о чем поговорить дома с ребёнком – значит, театр выполнил свою миссию.

- По каким критериям родителям стоит выбирать спектакль для своих детей?

— В первую очередь, родителям необходимо ответить себе на вопрос: зачем мы идём в театр? Ребёнок устал от серых будней, у него пониженный тонус, не хватает положительных эмоций – тогда выбираем яркую сказку, со множеством песен и танцев. Те же «Двенадцать месяцев» в нашем театре, скажем, ничуть не уступают диснеевским мультикам по красочности и разнообразию костюмов.

Школьник не хочет читать классику? Выбираем самую искрометную театральную постановку по произведениям школьной программы. Например, после нашего спектакля «Вот вы спрашиваете, как мы поживаем» по ранним рассказам Чехова школьники недоумевают: неужели это написал тот самый скучный писатель, которого мы в школе проходим? С Гоголем та же история. Спектакль «Женитьба?» настолько взрывает зал хохотом, что для многих школьников Николай Васильевич становится «авторитетнее» любого «Comedy club». Здесь в выборе спектакля родители должны учитывать актуальность для ребенка конкретного эмоционального переживания.

Также будет полезно изучить информацию о спектакле, которую дает театр. Рекомендованный возраст зрителей, аннотация к спектаклю, продолжительность – все это, как правило, есть на сайте театра. Важно, чтобы театр был здесь честен со зрителями и сообщал достоверную информацию, а не рекламную «замануху». Проверить информацию довольно просто – достаточно заглянуть на несколько родительских форумов, где мамы активно обсуждают различные варианты культпоходов. Хотя, конечно, сколько людей, столько и мнений.

Нелишне будет спросить самого ребенка, что он ждет от театра, что хочет увидеть, приобщить его к процессу выбора спектакля. Но какой бы спектакль ни выбрали родители, важно помнить, что всякое эстетическое переживание ребенка формирует его художественный вкус. И кто знает, каким эхом отзовется в нем увиденное и услышанное со сцены?

-  Не так давно здание вашего театра серьезно пострадало от пожара, однако вам удалось сохранить все спектакли и найти другие площадки. Как вам это удалось? Откуда пришла помощь?

— На момент пожара, который произошел 11 декабря, у нас были проданы билеты практически на все спектакли. С помощью Департамента культуры города Москвы, который оперативно пришел на помощь, и нескольких московских театров мы смогли сохранить репертуар и сыграть спектакли на других сценах, сохранив даже дату и время. В декабре, январе и феврале спектакли Театра русской драмы идут на сценах Театра на Таганке и МХАТ им.Горького, в ЦДРИ и Центральном Доме журналиста, на малой сцене Театра им.Вл.Маяковского. Мы искренне благодарим администрации этих театров за оперативную поддержку и сотрудничество. Сейчас Театр русской драмы продолжает работать в обычном режиме, открыта продажа билетов на спектакли февраля, и мы всегда рады видеть наших зрителей на новых площадках!

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала