Рейтинг@Mail.ru
Сайты органов управления образованием: открытость под давлением закона - Социальный навигатор РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Сайты органов управления образованием: открытость под давлением закона

© Fotolia / anyaberkutПокупка через интернет. Архивное фото.
Покупка через интернет. Архивное фото.
Информирование пользователей – одна из важнейших задач региональных органов управления образованием. По закону у каждого из них должен быть свой официальный сайт, где родители могли бы находить нужные сведения и ответы на вопросы. Рейтинг помог выяснить, насколько эти сайты справляются со своей задачей.

Анна Курская, РИА Новости

Информирование пользователей – одна из важнейших задач региональных органов управления образованием. По закону у каждого из них должен быть свой официальный сайт, где родители могли бы находить нужные сведения и ответы на вопросы, связанные с обучением и летним отдыхом своих детей. Рейтинг, подготовленный Агентством социальных исследований «Социальный навигатор» РИА Новости совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ, помог выяснить, насколько эти сайты справляются со своей задачей.

 

«Социальный навигатор» совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ второй год подряд подготовили рейтинг информационной открытости сайтов региональных органов управления образованием (РОУО).

Составители рейтинга оценили качество и полноту информации, размещенной на 84 сайтах из 83 субъектов РФ. При этом они опирались на запросы пользователей, а не на формальные требования закона к содержанию таких сайтов. Для этого еще при подготовке первого рейтинга в 2012 году в разных регионах был проведен опрос родителей — какая информация им нужна, и какие сведения они ищут на сайтах РОУО.

В этом году рейтинг возглавил сайт Департамента образования г. Москвы (http://www.educom.ru/), второе место разделили сайт Министерства образования Саратовской области (http://minobr.saratov.gov.ru/) и Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа (http://www.yamaledu.org/). На третье позиции рейтинга сайты Управления образования и науки Липецкой области (http://deptno.lipetsk.ru/) и Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (http://cap.ru/Default.aspx?gov_id=13).

Открытость медленно повышается

За год информационная открытость выросла, хоть и не очень заметно, у сайтов органов управления образованием по всей стране, отмечают авторы исследования. Среднее значение итогового индекса повысилось на 5 пунктов и составило 52 пункта. Аналогично подросли результаты почти по всем отдельным направлениям рейтингования.

«К сожалению, можно отметить, что процесс повышения информационной открытости идет медленно и как-то «однобоко». Видно, что движение есть: все показатели стали немного выше. Но именно немного. Хотя есть регионы, которые сильно, до 20 пунктов, повысили итоговый индекс, а показатели по некоторым направлениям рейтинга у некоторых регионов поднялись на 30-40 пунктов», — рассказала РИА Новости ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова.

Особенно значительный прогресс продемонстрировали сайты Департамента образования Кировской области (с 37 до 58 пунктов), Министерства образования и науки Республики Тыва (с 33 до 52) и Министерства образования Тверской области (с 40 до 59).

Выросло и значение максимального итогового индекса. Лидер рейтинга, сайт Департамента образования Москвы, достиг в этом году отметки в 75 баллов (при максимуме 100) и стал, фактически, первым за два года «отличником». В то же время, «двоечников» в этом году не осталось: самый слабый сайт набрал 29 пунктов итогового индекса (против 23 в прошлом году).

Исследователи отмечают, что наибольшего прогресса сайты РОУО добились в информировании населения по общим вопросам работы системы образования региона. Более 2/3 сайтов увеличили количество и качество информации на эту тему.

Зоны отрицательного роста

Как ни странно, некоторые регионы за год снизили свои показатели. Например, по направлению «информирование об образовательных организациях, расположенных на территории региона», кое-где есть большие потери, до 27 пунктов, отмечают исследователи.

Фактически речь идет о том, что часть информации за год исчезла с сайтов РОУО. Почему это могло произойти? У авторов рейтинга нет точного ответа на этот вопрос. Возможно, кое-где это случилось при обновлении сайтов в соответствии с новым Законом об образовании, который вступил в силу в сентябре.

«Закон сильно сократил типологию организаций образования. В результате, на сайтах изменилась структура подачи информации. Но потребителя интересует не формальная типология, а суть дела. Есть в школе углубленное изучение какого-то предмета или нет, комбинированный детский сад или специализированный?» — рассказала Татьяна Мерцалова.

Некоторые изменения на сайтах могут быть связаны со сменой их хостинга. Год назад около дюжины из них не были автономными, а размещались на порталах региональных правительств на выделенных страницах. Сейчас таких страниц стало гораздо меньше, их заменили отдельные сайты, отметила эксперт.

Рейтингов больше, конкретной информации меньше

Исследователи отмечают еще одно изменение, произошедшее с сайтами РОУО за последний год: на них стало заметно больше рейтингов, рэнкингов, сравнительной информации с оценкой учебных характеристик образовательных организаций.

По-видимому, это опять-таки связано с политикой государства – в данном случае, с Указом президента РФ о независимой оценке качества в сфере социальных услуг и с соответствующим постановлением правительства, считает Татьяна Мерцалова. По ее словам, весь 2013 год в сфере образования велась работа в этом направлении. Эта активность отразилась и на содержании сайтов. В прошлом году было всего 8% региональных сайтов с рейтингами, а в этом году их уже 43%, в пять с лишним раз больше.

«В то же время нас интересовали не только рейтинги с учебными показателями, но и рейтинги, которые оценивают также условия обучения. Последних гораздо меньше: в прошлом году их предлагали всего два сайта, в нынешнем – три. Тоже очень мало! Такой перекос в сторону сравнения школ по учебным результатам – это частично не самое позитивное влияние «Топ-500», вышедшего в сентябре этого года, и вызвавшего массу споров и вполне обоснованной критики», — отметила она.

На фоне подъема популярности рейтингов, за год стало меньше сайтов РОУО, где можно найти информацию про летние лагеря, про санаторно-оздоровительные общеобразовательные учреждения (лесные школы). Не исключено, что ситуация с переходом на требования нового закона, затрудняющая рубрикацию этой информации, и здесь сыграла свою негативную роль.

«Явно прослеживается тенденция к тому, что официальные сайты ориентированы не на потребителя, а на исполнение закона. Практически по всем позициям, заданным законом, произошел рост. Но критерии нашего рейтинга основаны на изучении запросов потребителей, хотя частично они и пересекаются с требованиями закона. И по позициям, которые интересуют потребителей, но законом не предусмотрены, есть некоторые потери», — подчеркнула автор исследования.

Навстречу потребителям

Впрочем, составители рейтинга отметили и несколько «шагов в сторону потребителя» со стороны сайтов РОУО. Например, за год втрое выросло число сайтов с тематическими рубрикаторами, которые позволяют пользователям легче ориентироваться в огромном количестве нормативно-правовых документов. В таких рубрикаторах документы размещены не единым сплошным списком, а сгруппированы по темам: «Нормативно-правовая база по летнему отдыху», «по школьному питанию», и т.д.

В полтора раза чаще по сравнению с прошлым годом на сайтах РОУО стали появляться результаты обсуждения вновь создаваемых региональных документов. В общем массиве эти цифры небольшие, но их рост заметен, отмечают эксперты.

Неформальные формы коммуникации несколько сократились: закрылось несколько форумов, стало меньше проводиться опросов и голосований. Но зато оставшиеся стали больше соответствовать запросам потребителей, отметила Татьяна Мерцалова.

«Выросла активность работников органов управления образованием. Сама конструкция коммуникативных сервисов стала более удобной и больше приспособленной под возможности простых пользователей», — резюмировала она.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Методика рейтингования (PDF)

Результаты исследования (PDF)

Рейтинг информационной открытости официальных сайтов РОУО (PDF)

Рейтинг информационной открытости официальных сайтов РОУО по направлению: Информационное содержание сайта общего характера (PDF)

Рейтинг информационной открытости официальных сайтов РОУО по направлению: Коммуникационные возможности сайта (PDF)

Рейтинг информационной открытости официальных сайтов РОУО по направлению: Технологическое удобство сайта (PDF)

Рейтинг информационной открытости официальных сайтов РОУО по направлению: Информация об образовательных организациях (PDF)

 

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала