Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Рейтинг детсадов России: родители продолжают ждать перемен к лучшему

Ситуация в отечественных детсадах за год не улучшилась, подавляющее большинство из них по-прежнему соответствует современным требованиям лишь «на тройку». К таким выводам пришли создатели рейтинга муниципальных детских садов России-2013, подготовленного РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».

Анна Курская, РИА Новости

Ситуация в отечественных детсадах за год не улучшилась, подавляющее большинство из них по-прежнему соответствует современным требованиям лишь "на тройку". К таким выводам пришли создатели рейтинга муниципальных детских садов России-2013, подготовленного РИА Новости в рамках проекта "Социальный навигатор".

Эксперты РИА Новости и Института психолого-педагогических проблем детства РАО при участии региональных органов управления образованием 16 регионов РФ и при информационной поддержке "Учительской газеты" обследовали более 3,5 тысяч детских садов, почти вдвое больше, чем годом ранее. Детские сады оценивались с точки зрения условий для детей, педагогического состава и дополнительных услуг. Именно эти показатели, по мнению экспертов, отражают социальный запрос и волнуют родителей.

© ИнфографикаРейтинг детских садов 2013
Рейтинг детских садов 2013

Исследователи были вынуждены признать: непростая ситуация, складывавшаяся в детских дошкольных учреждениях последние 20 лет, несмотря на усилия и заявления властей, сохраняется и поныне. Практически все детсады (99,3%) получили оценку "удовлетворительно", причем "троечников" стало даже больше, чем год назад (96,2 % в 2012 году). До "тройки" не дотянули 0,6% детсадов (0,8% в 2012 году). За год заметно уменьшилось, с 3 до 0,1%, количество детских садов, соответствующих оценке "хорошо", при этом "отличников" нет совсем.

Ситуация за год мало изменилась, подтвердила директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.

"С одной стороны, хорошо, что есть некая стабильность, нет ухудшений, но, с другой стороны, мы бы хотели видеть в системе дошкольного образования изменения к лучшему, — пояснила она РИА Новости. — К сожалению, мы вновь увидели, что наши детские сады не удовлетворяют запросам родителей".

По ее мнению, главная причина этого связаны с многолетним недостатком финансирования системы дошкольного образования. За два десятка лет накопились проблемы, связанные с оснащением детских садов, их материальной базой, обеспечением методической литературой, повышением квалификации педагогов (некоторые из них не проходили переподготовку на протяжении всего рабочего стажа).

"Лишь год-два тому назад ситуация начала меняться к лучшему. В 2013 году правительство выделило на дошкольное образование 50 млрд. руб., до 2016 года в эту сферу будет направлено еще 280 млрд. руб. Надеюсь, что перемены будут продолжаться", — отметила эксперт.

Условия в саду: между "тройкой" и "четверкой"

Условия пребывания детей в саду, по оценкам исследователей, за год несколько ухудшились. "Четверку" и "тройку" по этому показателю получили примерно равное количество детсадов, 49,5% и 50,5%, тогда как годом ранее "хорошистов" было больше (56% и 44%, соответственно).

За год выросло число детских садов, имеющих в своем штате врачей (с 8,7 до 9,1%) и медсестер (с 43,6 % до 63,8%). А вот количество штатных психологов и логопедов в детских садах сократилось (с 60,6% до 47,6% и с 60% до 53,6%, соответственно).

Что касается мер обеспечения безопасности детей, то здесь картина также пока далека от идеальной. Сегодня чуть менее половины (45,2%) детсадов находятся под охраной днем, и около трех четвертей (78,5%) из них оборудованы тревожной кнопкой или другой охранной сигнализацией. Главным средством безопасности детского сада, как и прежде, остаются заборы вокруг территории. Сегодня он есть практически повсюду (99,3%).

С момента проведения предыдущего исследования немного увеличилось количество детских садов, приспособленных для детей с ограниченными возможностями здоровья (с 28,7% до 30,2%) и оборудованных игровыми комнатами (с 73,8% до 79,3%). В то же время меньше стало детсадов со специальными учебными помещениями (с 87,5% до 82,8%), музыкальными залами (с 86% до 80,6%).
А вот компьютерами при обучении малышей воспитатели стали пользоваться значительно чаще: число детсадов, где проходят подобные занятия за год выросло с 41,6% до 56,1%.

Как видно из рейтинга условия в детских садах пока оставляют желать лучшего. Однако родители редко выражают недовольство: наиболее актуальной для них по-прежнему остается проблема очередей в детские сады, и родители бывают рады уже тому, что их ребенка хоть как-то удалось пристроить, рассказала главный специалист Управления проектно-аналитической деятельности Минобрнауки Самарской области Галина Бусарова.

"Подавляющее большинство (более 90%) обращений родителей, поступивших в Минобрнауки Самарской области, связанных с дошкольным образованием, посвящены проблеме зачисления детей в дошкольные группы, разъяснению вопроса о льготах на зачисление и об оплате пребывания ребенка в детском саду", — сообщила она РИА Новости.

Кто и чему учит наших детей

Если с условными "стенами", "крышами" и "площадками" дело обстоит еще не так плохо, то кадровый кризис превратился в настоящую головную боль системы дошкольного образования. Цифры говорят сами за себя. Если в прошлом году "двойку" за квалификацию педагогов получило 7,5% детсадов, то в 2013 году "двоечниками" оказались уже 25,6%.

Ситуация сложилась вполне предсказуемая: многие годы в этой сфере шел "отрицательный отбор" кадров за счет низких зарплат. Многие воспитатели были вынуждены работать без нянь, и им было уже не до повышения квалификации.

Цифры из рейтинга говорят и о старении персонала детсадов — о недостаточном притоке молодых специалистов, который мог бы  компенсировать массовый выход педагогов на пенсию.

На этом фоне хочется отметить даже небольшие успехи детсадов. Так, исследователи обратили внимание на общее повышение показателей в категории "дополнительные услуги в детском саду", хотя речь идет лишь о том, что часть "двоечников" 2012 года перешла в "троечники".

Впрочем, эксперты возлагают определенные надежды на действие введенного в сентябре Федерального государственного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. В связи с введением нового стандарта в детсадах будут разработаны собственные основные образовательные программы, направленные на развитие  воображения, мышления и речи, внимания, памяти ребенка, на его умение играть, контактировать со сверстниками и взрослыми. Согласно этому документу, условия обучения и развития дошкольников в детских садах теперь определяются и гарантируются законом.
Введение ФГОС дошкольного образования, безусловно, повлияет на ситуацию, полагает Татьяна Волосовец.

"Основной акцент новый стандарт ставит на обеспечение условий образования дошкольников. Теперь детские сады будут финансироваться из разных источников, из бюджетов субъектов РФ – образовательные услуги, и из муниципальных бюджетов – содержание зданий и ремонт. Стандарт поможет детсадам создать адекватную предметно-пространственную среду,  улучшить материально-техническую базу, приобрести новую методическую литературу, повысить квалификацию педагогов", — отметила она.

Косвенно на качество обучения повлияет и ликвидация очередей в детские сады, на которую сейчас направляют усилие региональные власти, полагает Галина Бусарова.

"К 1 января 2016 года дефицит мест для детей 3-7 лет в детские сады на территории Самарской области будет полностью ликвидирован. Это позволит направить бюджетные средства на модернизацию условий в действующих дошкольных организациях, приведение их в соответствие со Стандартом  дошкольного образования", — отметила она.

В целом, несмотря на проблему очередей, пока решенную не до конца, родители сегодня относятся к детским садам гораздо требовательнее, чем 10-15 лет назад, утверждают эксперты. И система дошкольного образования должна идти навстречу их желаниям и потребностям.

Рейтинг подготовлен при технологической поддержке TOO BBS-IT (г. Кокшетау, Казахстан)

Сводный рейтинг (PDF)

Методика рейтингования

Основные результаты исследования

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Пятый Медиафорум этнических и региональных СМИ прошел в МосквеКравцов рассказал о запуске программы создания школьных театровКириенко: более 3 тысяч заявок подали на участие в премии "Знание"Школьники из России взяли 8 медалей на Международном турнире по информатикеЛогистика фудшеринга: продукты для малоимущих доставят НКО и соцзащитаМИА "Россия сегодня" запускает медиалабораторию в ВДЦ "Орленок" В Минпросвещения прокомментировали обновленные ФГОССенатор: власть должна двигаться с молодежью в одном направленииЭксперт: молодежь активно интересуется будущим бизнеса в странеВ Москве пройдет пятый Медиафорум этнических и региональных СМИВ России необходимо улучшить подготовку специалистов, заявил ПутинКравцов рассказал о проблемах лишней отчетности у учителей в регионах Кравцов заявил, что на базе колледжей создадут программы профориентацииКравцов: важно обеспечить детям равный доступ к качественному образованиюВ Москве подвели итоги школьного этапа ВОШВ МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностьюВасильева рассказала об исследованиях Российской академии образованияВ Минпросвещения уточнили требования к преподаванию математики в школахБолее 66 тысяч выпускников московских школ напишут итоговое сочинениеШкольники и студенты Тюменской области вернутся к очному обучению 22 ноября