Анна Курская, РИА Новости
РИА Новости представляет Навигатор энергосбережения школ 8 регионов России, который поможет родителям узнать, как обстоят дела с экономией энергии в школах, где учатся их дети. Недостаток целевого финансирования пока затрудняет прогресс в этой сфере, однако многое зависит и от неформального подхода учителей, их желания вести практические занятия с учениками, сообщили авторы исследования.
По закону все бюджетные учреждения должны предпринимать меры по повышению своей энергоэффективности и ежегодно снижать энергопотребление на три процента. Как ведется эта работа в школах? Не приводит ли экономия энергии к ухудшению условий пребывания и обучения детей? На эти и другие вопросы ученикам и их родителям ответит «Навигатор энергосбережения школ», подготовленный РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».
Пилотная версия навигатора включает в себя информацию по 2904 школам 8 регионов России — Волгоградской области, Еврейской автономной области, г. Санкт-Петербурга, Новосибирской области, Республики Северная Осетия (Алания), Республики Татарстан, Тамбовской области, Ямало-Ненецкого автономного округа. Исследование было проведено по заказу Минобрнауки РФ и при поддержке региональных органов управления образованием.
Максимум пока не достигнут
Исследователи установили, что подавляющее большинство (97%) школ провело энергетическое обследование помещений. Однако другие требования законодательства по экономии энергии и повышению энергоэффективности были выполнены не полностью.
Сравнительно благополучная ситуация сложилась с использованием бюджетных ресурсов для выполнения работ по повышению энергоэффективности школ и с оценкой результативности этих работ.
Хуже обстоит дело, например, с наличием приборов учета: ими оборудовано менее половины (47%) школ. Собственную программу энергосбережения и повышения энергоэффективности можно найти только в каждой четвертой (25%) школе. Энергосервисные контракты со специализированными организациями заключили лишь 8% школ, отметили исследователи. Причина этого, по их мнению, лежит в недостаточном целевом бюджетном финансировании этой деятельности.
«Основные вложения делаются в наименее финансово емкие мероприятия. При этом наиболее важные виды деятельности, обеспечивающие основной прирост энергосбережения (например, модернизация систем отопления и конструкции зданий, замена оборудования на менее энергоемкое), не являются предметом инвестиций», — рассказала РИА Новости исполнительный директор Центра социальных рейтингов РИА Новости Наталья Тюрина.
По ее словам, ограниченность финансирования заставляет администрацию школ отказываться от серьезных вложений, которые могли бы обеспечить не сиюминутную экономию, а заметное долгосрочное снижение энергопотребления. Из-за этого расход энергии во многих школах не сокращается, а напротив, продолжает расти.
Не только экономить, но и учиться
Закон требует не только экономить энергию, но и обучать граждан экономичному поведению. Тем не менее, по результатам мониторинга, лишь в трети (31%) школ ученики и учителя принимают личное участие в специальных проектах и мероприятиях.
«К сожалению, в большинстве случаев все сводится к составлению планов мероприятий и размещению на стендах средств наглядной агитации», — отметила Наталья Тюрина.
Закрепить новые знания и навыки можно только на практике, рассказал эксперт проекта «Социальный навигатор» РИА Новости, директор Центра независимой оценки качества образования Владимир Чупин. По его словам, учителя в своих отчетах чаще всего упоминали такие мероприятия, как «классный час про энергосбережение» или «инструктаж по проблемам энергосбережения». И только 24% мероприятий предполагали практическую работу учеников.
«На мой взгляд, педагогам в своей работе нужно в меньшей степени ориентироваться на беседы с учениками об энергосбережении, и в большей степени – на практические проекты, которые могли бы оставить след в их душах», — рассказал он РИА Новости.
Мониторинг может наглядно показать родителям, заботится ли школа, где учится их ребенок, об энергосбережении; имеет ли смысл вся агитация и пропаганда, которая там ведется, продолжил Владимир Чупин.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что сегодня в большинстве школ эта задача решается не в полной мере. Пока рано говорить о том, что школам удается найти баланс между снижением энергопотребления и улучшением условий пребывания учеников и учителей, говорят эксперты. Но работа в этом направлении продолжается.