Рейтинг@Mail.ru
Больничные клоуны помогают оставить болезнь с носом - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Больничные клоуны помогают оставить болезнь с носом

Быть больничным клоуном – это тяжелый труд, выяснила Вера Костамо, позанимавшись на семинаре в Москве и понаблюдав за работой профессионалов.

Вера Костамо, обозреватель РИА Новости.

Поролоновые у совсем начинающих, резиновые и пластиковые у тех, кто уже поработал, кожаные у проводящих большую часть времени в больнице с детьми… Нос – не просто атрибут, но и символ отношения к жизни. Гротесковости, неординарности, помогающих войти в мир ребенка.

В Москве собрались люди, которые знают, как смех помогает пережить боль, как полезны мыльные пузыри и воздушные шары. До 2 августа больничные клоуны России и стран СНГ будут учиться, обмениваться опытом и делать то, что они умеют лучше всех – лечить смехом.

Весело, но тяжело

— Карлики вперед, гиганты остаются сзади!

Один день Доктора Клоуна
Один день Доктора Клоуна
Двадцать человек выстраиваются, как просит Костя. Дальше все представляют точку на спине партнера и стараются не упускать ее из вида. В создавшейся суете и неразберихе Костя находит тех, кто ошибается, кто слишком переигрывает, кто не старается.

Константин Седов – клоун. Первый больничный клоун в России. Таких как он, редких профессионалов, шестьдесят. То есть больные дети в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону и Орле, городах, где есть отделения организации "Больничные клоуны", больше смеются и легче переносят процедуры.

Желающих стать больничным клоуном много, но работать с детьми могут не все. Вот и сейчас из почти 90 человек, приехавших на семинары по клоунаде в Москву, в профессии останутся немногие.

"Со стороны наша работа – красивая конфетка, люди думают, что это круто и легко. Это нелегко, но круто. Это весело, но тяжело. Обычно видят только внешнюю сторону. – рассказывает Седов. – Когда мы начинаем учиться, в группе 15 человек, это компания, это тимбилдинг, на стажировке нас уже трое-четверо, на практике работают в парах. А это уже серьезно, это труд. И когда люди это понимают и остаются, это самое ценное".

В соседней аудитории начинающие клоуны учатся работать с куклами. Ведь ребенку проще впустить в свой мир привычную игрушку и уже потом того, кто стоит за ней.

— Все учимся дышать, слушаем друг друга и свою игрушку. Фокусируемся на игрушке, лицо должно быть нейтральным. Не забываем про площадку, на которую опирается кукла!..

Нос – это на всю жизнь

Больничной клоунаде в России всего восемь лет. И клоуны у нас самые молодые, средний возраст 25-26 лет. Для сравнения, в Голландии – 50-55 лет.

"Вот спроси меня, что такое балет, и я отвечу, что, прежде всего, сильные ноги. Для клоуна "сильные ноги" – это сильный эмоциональный актерский аппарат, который он использует для работы с ребенком, мамой, врачом, партнером", – говорит Константин Седов.

В одной из аудиторий смеются, в другой поют хором, в третьей тишина – там идет занятие с психологом.

Мы лежим на полу и смотрим в клетчатое небо потолка. Так начинается занятие по пластике и ритму. Каждый должен издать звук и понять, кто он: бас, тенор, а может, сопрано. Все это похоже на репетицию оркестра. Через несколько минут дается задание – изобразить море. Сначала совсем тихо, но потом все настойчивее в аудитории начинает шуметь прибой.

Перерыв – и группы меняются кабинетами.

— Костя, я вчера забыла здесь свой носик.

Костя ворчит и отдает свой клоунский нос – "только не потеряй".

— Мы носим наши носы всю жизнь. Мы всегда остаемся клоунами, – звучит на одном из занятий.

"Если ты пустой, зачем ты здесь?"

Рядом с больным ребенком клоун проводит от двух до 15 минут, а вообще все очень индивидуально. Костя и его коллеги используют готовые методики работы с детьми, принятые во всем мире. Что-то адаптируют под себя, но говорят, что все дети похожи, особенно те, кому нужна помощь.

"Конечно, есть особенности менталитета. Мы заметили разницу. Например, подростки во Франции не любят играть. Во Франции пойдут на контакт с клоуном два из 50 человек. А в России 22 из 50", – говорит Седов.

Клоуны работают парами, это помогает разыграть конфликт интересов – белый и рыжий клоун, хороший и плохой, добрый и злой. Ребенок становится частью этой истории, он вдруг из пассивного пациента больницы становится героем и участником действа. Ребенку разрешается все, нельзя только ругаться и драться.

Второй клоун рядом – это еще и возможность не так быстро "сгореть", избежать эмоционального выгорания.

"Очень важно отдыхать. Ты сосуд, который нужно хранить не для себя, а для детей. Чтобы ты смог не забрать энергию и тепло, а отдать. Если ты пустой, зачем ты в больнице? Если ты "заснешь" в палате, ты потеряешь ребенка", – говорит Седов.

"Рыжий" фестиваль

Все играли в детстве в больничку. Придумывали лекарство из одуванчиков и лечили "тяжелобольных" друзей и кукол. Больничные клоуны решили поиграть в больничку с размахом и устроили семейный фестиваль "Рыжий". Пригласили на него детей и взрослых. Особенных детей, которые знают о больницах больше, чем взрослые. И взрослых, которые больниц жутко боятся.

— Давай полечим вот этого дядю – он курит!

Девочка в длинном белом халате и шапочке подходит к мужчине и предлагает его полечить. Это уже не по правилам фестиваля. Но по правилам жизни.

На фестивале, который прошел 28 июля в саду "Эрмитаж", работали профессиональные клоуны и те, кто только что занимался на семинарах. Клоуны "болели", дети "лечили", получали самую настоящую зарплату и подарки. Незнакомое и страшное вдруг стало смешным. А когда смешно, не так больно.

— Мне дали шарик! – бабушка, которая привела внука на праздник, удивленно смотрит на оранжевый шар в руках.

По саду носятся картонные "скорые", дети бинтуют клоунов, понарошку делают уколы и ставят капельницы.

Тут же рядом сами строят деревянную площадку – "Стройку счастья". Вместе дети, которые о боли не знают, и те, кто победил рак. Передают друг другу инструменты и гвозди. Сотворчество. Счастье.

Только в штабе клоуны позволяют себе снять нос и выйти из образа, обменяться впечатлениями и снова идти смешить.

— Меня лечили-лечили, только встал, а снова капельница!

Смеются, гладят друг друга по спине. Все хорошо. Все вместе.

13:00, зал 3-1, ММКС Детская онкология в России: вопросы, требующие решения
Детская онкология в России: вопросы, требующие решения
Мы сидим рядом с Георгием, он клоун из Киева, по образованию теолог. С длинной бородой, заплетенной и завязанной цветными детскими резиночками, и в шляпе с медведем. Ему веришь, он настоящий. Только что я наблюдала, как он мастерил из воздушных шаров шпаги и посвящал детей в рыцари.

"В болезни человек перестает творить. И когда мы помогаем ему вспомнить о творчестве, он начинает по-другому жить. Клоун приходит и меняет больничную атмосферу, саму среду стрессовой госпитализации. Одни и те же стены, процедуры, лица, эмоции, а тут что-то новое. Готовы ли люди видеть клоуна в больнице? Я думаю, люди всегда готовы к празднику", – говорит Георгий.

Фестиваль закончился. До второго августа клоуны будут учиться у тренеров из Голландии. И даже если не все потом выйдут работать в больницы, отношение к боли и смеху уже изменилось. Ведь нос – это на всю жизнь.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала