Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Ленская: диагностика в детских садах нужна, оценки — нет

© Фото : НИУ ВШЭДекан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.
Декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.
Какие изменения необходимы при доработке проекта ФГОС дошкольного образования и удастся ли в полной мере учесть международный опыт при его внедрении в детских садах, рассказала декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.

Продолжается общественное обсуждение проекта федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Какие изменения необходимы при его доработке и удастся ли в полной мере учесть международный опыт при его внедрении в детских садах, в интервью РИА Новости рассказала декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.

— Елена Анатольевна, вы входили в рабочую группу по созданию проект стандарта. Какие изменения, на ваш взгляд, необходимы в сегодняшней версии документа?

— В целом стандарт получился удачным, и если изменения и нужны, то скорее редакторские. Согласно новому закону "Об образовании", стандарт становится документом прямого действия, то есть его теперь должны понимать не только составители примерных образовательных программ, но и педагоги, а главное — родители. Тем не менее, пока язык стандарта больше рассчитан на экспертное сообщество.
Так, слишком жестко, мне кажется, сказано, что ребенка в детском саду нельзя оценивать. Мы, эксперты, понимаем, что речь идет именно об оценках, которые в дальнейшем могут стать основанием для ранжирования детских садов и "наказания" тех, где большинство детей получит низкие баллы. Так было с ЕГЭ в школах, и мы категорически не хотим, чтобы эта ситуация повторилась в дошкольных учреждениях.

При этом никто не собирается запрещать диагностические исследования по проверке развития речевых или иных компетенций, наличия проблем в развитии и подобного. Но родители могут легко решить, что стандарт вовсе запрещает всякую диагностику. Стоило бы прописать такие моменты более точно, а чтобы исключить разность трактовок, снабдить стандарт пояснительным тезаурусом.

— Разработчики стандарта всячески открещиваются от "школяризации" дошкольного образования, то есть привнесения школьных методов в практику детских садов. Всегда ли такой подход оправдан?

— Не только педагоги, но и многие родители часто рассматривают детсад только как подготовку к школе — хотят, чтобы детей научили читать, писать и считать как можно раньше. Но авторы стандарта действительно попытались уйти от попыток превратить детсад в школу для самых маленьких. Хотелось бы, чтобы родители поняли, с чем это связано.

Авторы стандарта знают, что в мире есть несколько подходов к дошкольному образованию. Скандинавский подход предполагает упор на развитие социальных навыков — инициативности, умения общаться со сверстниками и со взрослыми. А вот в Великобритании, как, впрочем, и в России до недавнего времени, преобладал подход, предполагающий, что в детском саду нужно обязательно заложить основы грамоты. Однако международные сравнительные исследования начальной школы показывают, что дети в скандинавских странах потом демонстрируют более высокие образовательные результаты, нежели британские, а кроме того, меньше болеют и лучше развиваются. И поэтому современные тенденции в развитии дошкольного образования направлены на воспитание социальных навыков, в первую очередь.

По-моему, чтобы объяснить родителям смысл такого подхода, нужно просто добавить в текст соответствующие пояснения и ссылки на международные сравнительные исследования.

— В какой мере скандинавские традиции приемлемы для России? Не получится ли так, что идею мы позаимствовали, а реализовать в силу неких российских особенностей не смогли?

— В скандинавских странах четко соблюдается соотношение числа детей и взрослых в группе: не менее двух взрослых на семь детей 3-х — 6-ти лет. У нас даже в ясельных группах норматив выше. В стандарт были заложены более реалистичные для России цифры: один взрослый на семь детей-трехлеток. После обсуждения в Минобрнауки даже они исчезли. Я опасаюсь, что, если в стандарте будут названы лишь цифры предельной наполняемости групп, на них начнут, как у нас часто происходит, ориентироваться как на минимальные. Гуманистическое воспитание, о котором говорится в стандарте, невозможно в ситуации, когда на одного педагога приходится 20 детей.

— Во время обсуждения стандарта ряд экспертов, в частности, директор Центра образования "Царицыно", член Общественной палаты Ефим Рачевский, высказывали мысль, что воспитатели детсадов должны иметь высшее образование. Как вы оцениваете эту идею?

— По словам многих директоров школ, педагоги начальной школы, оканчивающие педагогические училища, часто справляются с работой лучше, чем выпускники вузов, — у первых больше практики и мотивации. Так что я не вижу во всеобщем высшем педагогическом образовании для воспитателей особого смысла.

Но подготовка их, конечно, должна измениться. В скандинавских странах приоритет для педагога — комфортная психологическая ситуация для ребенка. У нас, к сожалению, унижать и наказывать — неотъемлемая часть воспитательного процесса. От этой мысли нужно избавить педагогов, в первую очередь. А в каком учебном заведении можно будет получить такую подготовку, в колледже или вузе, уже не столь важно.

Подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала