Рейтинг@Mail.ru
Семен Славин: «Родители не должны платить за занятия в детском саду» - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Семен Славин: «Родители не должны платить за занятия в детском саду»

К обсуждению проекта стандарта дошкольного образования подключаются новые представители профессионального сообщества. Отразится ли введение стандарта на родительской плате за детский сад? На этот и другие вопросы ответил старший научный сотрудник Федерального института развития образования Семен Славин.

К обсуждению проекта стандарта дошкольного образования, опубликованного Минобрнауки, подключаются новые представители профессионального сообщества. Отразится ли введение стандарта на родительской плате за детский сад? Станет ли документ обязательным для всех дошкольников? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответил старший научный сотрудник Федерального института развития образования (ФИРО), член  рабочей группы по научно-методической, организационной и медийной поддержке разработки проекта ФГОС дошкольного образования Семен Славин.

- Семен Сергеевич, что изменится со введением нового стандарта дошкольного образования?

— Согласно новому Закону об образовании, стандарт станет основным документом, которым регионы будут руководствоваться при определении затрат, необходимых для оказания образовательных услуг, того, что они должны финансировать. Сейчас никаких вразумительных рекомендаций на этот счет нет. Внедрение стандарта закрепит на законодательном уровне определение государственных гарантий прав граждан на получение дошкольного образования, что потребует от субъектов Федерации обеспечения минимума образовательной деятельности во всех государственных и частных (по решению субъекта РФ) учреждениях.

Новый закон «Об образовании в РФ» предусматривает разделение услуг в детских садах на услуги образовательные и по присмотру и уходу за детьми. Все, что не входит в образовательные услуги, за которые платит государство, будет отнесено к услугам по присмотру и уходу, плата за которые автоматически ляжет на плечи родителей. Стандарт – как раз тот документ, который должен определить соответствующую границу. Мы в рабочей группе еще в марте просчитали, сколько присмотр и уход может стоить для родителей — это очень большая сумма. Незамедлительно донесли эту информацию до правительства и постарались в стандарте закрепить максимальный объем обязательств за государством, прописав необходимые требования к кадровым и материально-техническим условиям. В частности, мы зафиксировали, что образовательная услуга может осуществляться в группах с разными режимами пребывания детей, но она обязательно должна покрывать все время работы воспитателя, его помощников (младших воспитателей) на протяжении всего времени пребывания воспитанников в саду.

Образовательная услуга также обязательно должна покрывать работу прочих педагогических работников: музыкальных работников, инструкторов по физической культуре, психологов, логопедов, психологов и пр. Так же к необходимой для образовательных услуг должна быть отнесена вся деятельность по управлению организацией, финансовой деятельности, методическому обеспечению программы, охране здоровья детей.

В то же время остается много рисков. Например, требования к сопровождению обучения помощниками воспитателей в оглашенной версии стандарта очень расплывчаты. Отдельные регионы, наверняка, воспримут роль младших воспитателей, выраженную в их «участии в создании условий для реализации программы», как сигнал к тому, чтобы делить время их работы на две части, и за одну брать деньги с родителей, а вторую финансировать за счет бюджета. При этом процентное соотношение этих частей не установлено, значит с граждан «можно» взять 99%. Однако возможности нивелировать риски у нас сегодня есть, стандарт принят «с доработкой», значит, текст вернется в рабочую группу для внесения правок (и, в том числе, возвращения потерянных позиций).

- Получается, что для родителей плата за детский сад может возрасти?

—  Да, она может вырасти. Только из-за этой строки, в среднем, на тысячу рублей. Анализ показывает, что между регионами, которые самостоятельно определяли содержание образовательной услуги, есть очень сильный разброс величины родительской платы за сад. Например, есть рекомендации Минобрнауки, в которых указано, что воспитатель занимается непосредственно образовательной деятельностью лишь 60% рабочего времени. Для некоторых региональных минфинов это стало сигналом о необходимости давать деньги из бюджета на оплату его работу в этих рамках. А поскольку деньги по закону больше изыскать нигде невозможно, кроме как у родителей, в этой ситуации плата возрастает очень сильно.

Мы сейчас будем направлять регионы к тому, что, согласно Закону «Об образовании в РФ», право граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях закрепляется в стандарте и оплачивается из бюджета. И только то, что в него не вошло (а это, к сожалению, довольно большая сумма, потому что даже продукты питания приобрести — это уже не те деньги, которые родители платили раньше) – можно переложить на родителей. Таким образом, мы получим все-таки не пятикратный, а двукратный или троекратный рост родительской платы. Такая проблема возникнет, но это отдельный очень обстоятельный разговор.

- Будет новый стандарт обязательным для всех дошкольников? И если да, то что будет с детьми, которые не посещают детские дошкольные учреждения?

—  Стандарт будет обязательным для соблюдения его требований организациями, в том числе негосударственными и приравненными к ним по закону индивидуальными предпринимателями. Дети, которые не посещают образовательные учреждения, формально у нас сегодня находятся на семейном образовании, их родители имеют возможность получать консультативно-методическую поддержку в специальных центрах. Стандарт для родителей носит рекомендательный характер, но говорить о том, что он их обяжет что-то делать, а тем более уметь, не приходится.

- Что изменится в работе частных детсадов?

— Стандарт разрабатывался с идентичными требованиями для всех образовательных организаций, включая частные детсады, а также индивидуальных предпринимателей. Но мы постарались последним дать некие преференции. Сейчас политика страны направлена на то, чтобы увеличить охват детсадами детей с трех лет. Мы ожидаем, что необходимость увеличения мест в этой возрастной категории приведет к тому, что места для детей до трех лет будут сокращаться, хотя по закону образование у нас начинается с двух месяцев.

Детей в возрасте от полутора до трех лет сейчас в стране несколько миллионов. И поэтому на этапе разработки стандарта у нас возникла идея разгрузить дефицит мест для детей этой возрастной группы за счет привлечения индивидуальных предпринимателей, которые будут заниматься дошкольным образованием, например, в своих квартирах.

Мы прописали в стандарте отдельным условием, что индивидуальный предприниматель  может самостоятельно осуществлять образовательную деятельность, без привлечения помощников воспитателя и других работников, в случае, если в группе у него не более пяти детей.

Мы руководствовались тем, что согласно закону об образовании индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на то, что государство даст им денег по тем же нормативам, которые  установлены для государственных и муниципальных образовательных организаций. Этих денег было бы вполне достаточно для того, чтобы, например, учительница пенсионного возраста, которой доверяют родители, могла и была бы мотивирована зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, собрать группу детей разного возраста, и заниматься с ними образовательной деятельностью (получив лицензию), присмотром и уходом.

Но в оглашенный проект стандарта были внесены некоторые правки, связанные с кадровыми требованиями, и оттуда, видимо, по ошибке, убрали слова о том, что индивидуальный предприниматель в группе до пяти человек может работать единолично. Сейчас там есть фраза о том, что индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность в соответствии с СанПиНами и требованиями к организациям. Такая формулировка ставит крест на возможности маленького предпринимателя оказывать дошкольные образовательные услуги, да и утвержденных СанПиНов для них пока нет, они разрабатываются.

Получается, что надо либо не распространять действие стандарта на индивидуальных предпринимателей, так как они его никогда не смогут реализовать, там очень жесткие требования. Либо надо возвращаться к тем преференциям, которые были, это поможет государству при тех же затратах расширить количество детей, охваченных в младшем возрасте образовательной программой. Конечно, сейчас мы будем пытаться этот тезис восстанавливать.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала