Рейтинг@Mail.ru
Тигран Шмис: "Стандарт сделает дошкольное образование инновационным" - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Тигран Шмис: "Стандарт сделает дошкольное образование инновационным"

Минобрнауки представило проект государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что изменится с его введением в системе дошкольного образования? На этот вопрос ответил руководитель образовательных проектов Всемирного Банка в России Тигран Шмис.

В середине июня Минобрнауки представило на общественное обсуждение проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Предполагается, что детские сады начнут работать по новому документу уже с осени этого года. Что изменится с его введением в системе дошкольного образования? Как этот документ соотносится с современными педагогическими достижениями развитых стран? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответил специалист в области образования, руководитель образовательных проектов Всемирного Банка в России Тигран Шмис.

- Тигран Гамлетович, что, на ваш взгляд, изменит введение нового стандарта в системе дошкольного образования?

— Мне кажется, прежде всего, этот стандарт – «европейский», открытый — поможет изменить взгляд на регулирующие нормы в образовании и в сфере социальных услуг. Тем, кто занимается политикой в области образования, стандарт предоставляет некоторую свободу управления, дает им возможность действовать в зависимости от потребностей ребенка, семьи и региональной системы образования. Мне кажется, государство, наконец, начинает доверять своим гражданам, которые реализуют образовательную политику в регионах, в детских садах и в семьях.

- А в чем это доверие выражается? Может ли образовательный стандарт быть свободен от регулирования и контроля?

— Контроль в этом стандарте будет связан не с процессом, а с условиями для достижения результата. Часто говорят, что в России все очень сильно бюрократизировано. Это связано с тем, что наши регулирующие нормы в образовании ли, в медицине или в пожарном деле, всегда описывают процесс по принципу «как бы чего не вышло». Руководитель не в праве выбрать способ работы, ему прочерчен только один маршрут к результату. Причем часто эти маршруты основываются на данных, которые были получены в 1940-60-е годы, а не на результатах современных исследований.

Стандарт дошкольного образования открывает специалистам возможность разными способами прийти к результату, помочь ребенку вырасти развитым и полноценным. В стандарте фокус делается на развитии возможностей детей, связанных с креативностью, заинтересованностью, свободой,  возможностью общаться, находить информацию или выбирать род деятельности.

Этот результат обеспечивается стандартом через создание специальных условий для ребенка. Основную роль там играют педагоги, которые владеют современными способами обучения, создания благоприятной среды в детском саду. Но в целом мы говорим об условиях для достижения результата, а не о процессе, с помощью которого этот результат достигается.

- Как проект стандарта соотносится с мировым опытом в области дошкольного образования?

— Здесь нам имеет смысл ориентироваться на лучшие страны с точки зрения международных исследований образовательных достижений. Это скандинавские страны — Финляндия, Дания, Норвегия, Швеция. Стандарт, который сегодня разработан в России, приближается к их регулирующим процедурам, хотя и с учетом нашей специфики.

В стандартах скандинавских стран есть базовые требования к детским садам и обозначены направления развития, на которых те должны сосредоточиться при подготовке ребенка. Большего там нет. Там есть очень важные разделы, которых нет у нас, например, работа с родителями, организация местного участия в развитии системы дошкольного образования. Например, в Дании родители большинством голосов принимают решение, будут дети в детском саду питаться централизованно или брать еду из дома. Такие вещи там прописаны на уровне законодательства.

У нас же стандарт касается только педагогических вопросов, но в нем есть слова о том, что он служит основой для межведомственного взаимодействия — ключевой точки, через которую можно осуществить переход к целостному взгляду на систему дошкольного образования.

- Министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил о том, что новый стандарт не будет предъявлять жестких требований к знаниям ребенка. Существуют ли требования к навыкам, например, чтения и счета в национальных образовательных стандартах для дошкольников в тех же скандинавских странах?

— Такой практики в этих странах нет, и большинство стран, где она была, сегодня ее из своих требований убирают. Если в англосаксонских образовательных системах — в Австралии, Новой Зеландии, США, Великобритании — есть перечень умений и навыков ребенка, к которым система могла бы идти, то в скандинавских странах такого перечня нет совсем.

- Но если стандарт не содержит жестких требований к знаниям, как будет регламентироваться система оценки образовательных достижений детей?

— В законе записано, что аттестация знаний дошкольников на результативность запрещена, и это не случайно. Попытки законодательно закрепить в России аттестацию или тестирование детей на уровне дошкольного образования предпринимались довольно долго, и я могу понять исследователей, которые хотят это делать. Однако мы знаем, к чему приводит создание нового уровня «оценки с высокими ставками», когда у каждого обучающегося появляется какое-то достижение, за которое к нему могут применять те или иные санкции, допуск или не допуск к следующему уровню образования. Уроки ЕГЭ говорят нам о том, что в России пока нет культуры, которая позволяла бы делать нейтральные управленческие выводы.

Есть и чисто психологическая причина отказа от оценивания знаний дошкольников, признанная во всем мире. Дети этого возраста не готовы проходить прямое тестирование. В других странах, максимум, проводится опрос детей. В Англии, например, педагог 3-4 раза в год делает записи об умениях и навыках ребенка, о том, что он может делать, а чего не может. Полученная динамичная картина позволяет понять, как ребенок развивается.

В других же странах, например, в Италии или в Дании, каждый учитель ведет портфолио ребенка с самого раннего возраста – тетрадь, где отмечаются достижения малыша в течение дня, недели или месяца. Такой документ дает очень богатый материал для работы педагогов следующей ступени. Точно так же, при переходе детей в начальную школу, педагог получает сведения об умениях, особенностях и интересах ребенка. И это делается не для того, чтобы подготовить ребенка к школе, а для того чтобы учитель начальных классов мог понимать, как с ним можно работать.

Отмечу, что за рубежом сегодня большой интерес вызывают идеи педагогики развития и школы Выготского. Стандарт дошкольного образования, опирающийся на эти идеи, обещает стать действительно инновационным даже среди передовых систем и обеспечить опережающее развитие российской системы дошкольного образования.

Постулатом многих передовых систем является утверждение «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Я надеюсь, что применение нового стандарта позволит России сделать шаг именно в этом направлении.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала