Недавно на общественное обсуждение был представлен проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, подготовленный группой экспертов во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым. Об особенностях проекта в интервью РИА Новости рассказала директор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
— Ирина Всеволодовна, как вы оцениваете проект?
— Рабочей группе удалось подготовить разумный документ. ФГОС дошкольного образования имеет ту же структуру, что и стандарты школьного образования – это требования к условиям реализации образовательных программ, структуре образовательных программ и их результатам. При этом далось избежать жестких требований к результатам реализации программ дошкольного уровня. Никаких утверждений в духе, что "дети к шести годам должны уметь читать и писать печатными буквами" стандарт не содержит, никаких "ЕГЭ и ГИА для дошколят" не будет.
Стандарт предполагает достаточно высокую вариативность дошкольных образовательных, здесь грамотно сочетаются взгляды психологов, педагогов и экономистов. Александр Асмолов умеет работать на стыке нескольких дисциплин, и ему удалось добиться создания очень взвешенного документа.
— Но все-таки можно ли говорить о недостатках проекта?
— После рассмотрения в Минобрнауки из стандарта "исчезло" несколько полезных нововведений. Я надеюсь, обсуждение может помочь вернуть некоторые из них.
Прежде всего, соотношение числа педагогических работников и детей. Мы закладывали для детей от 1,5 до 3 лет соотношение не более 5 детей на одного педагога, для детей от 3-5 лет — не более 8 и для детей 5-6 лет — не более 12. Сейчас этой нормы в стандарте нет.
Исчез ряд важных норм, которые должны были способствовать развитию частно-государственного партнерства и новых форм организации дошкольного образования. Стандарт предполагает вариативность, но сейчас он сочетается с другими существующими нормами так, что на практике все, что не укладывается в образ детского садика с отдельным зданием, может быть вытеснено из сферы дошкольного образования в сферу присмотра и ухода. Так, многие частные предприниматели, организующие группы кратковременного пребывания, не смогут претендовать на государственное финансирование их услуг, а значит – вырастут цены.
— Да, в связи с новым стандартом и новым законом "Об образовании в РФ" высказываются опасения, что возрастет родительская плата за услуги по присмотру и уходу…
— Они справедливы. Я уверена, что, к сожалению, родительская плата существенно возрастет, в том числе и в результате принятия нового стандарта. Дело в том, что он достаточно четко определяет, что есть образование на дошкольном уровне, а что им не является, – и это не вина разработчиков, а требование, которое они обязаны соблюсти. Все, что не является образованием, есть "присмотр и уход". Это и закупка продуктов питания, и услуги работников столовых, и услуги тех, кто следит за хозяйственной частью: бельем, мебелью… Все это будет оплачиваться за счет родительской платы, если только регионы не сочтут нужным компенсировать эти расходы — полностью или частично. Надежда на такой исход невелика.
Минобрнауки отправило в регионы письмо с рекомендацией не повышать родительскую плату. Но в нынешней ситуации это проблематично. Большинство детских садов финансируется из муниципальных бюджетов. В значительной части регионов большая часть этих расходов компенсируется из региональных бюджетов. А регионы часто делают это из средств, поступающих им из федерального бюджета. Ситуация с распределением налогов изменится – предполагается, что из федерального бюджета средств в региональные бюджеты поступать будет меньше. Так что последствия, по крайней мере, для небогатых регионов, очевидны — за счет родительской платы будет компенсироваться все, что можно.
— Как вы оцениваете последствия таких изменений?
— В крупных городах немало молодых семей, для которых увеличение родительской платы за присмотр и уход в 2-3 раза (думаю, речь пойдет о таких цифрах) некритично. Но многодетные и малообеспеченные семьи пострадают. Принятие стандарта и нового закона "Об образовании в РФ" должно сопровождать изменение всей системы социальной помощи. Так, сейчас предполагается компенсировать часть родительской платы — 20% за первого ребенка, 50% – за второго и 70% – за третьего. Сумму компенсации предполагается рассчитывать так: собрать данные о размере родительской платы, рассчитать среднюю и, исходя из нее, компенсацию. Это нонсенс. Считать компенсацию нужно исходя из той суммы, которую платит конкретная семья, а не из средней по региону. Таких примеров непродуманности мер поддержки — масса. В целом поддержка должна стать более адресной и концентрированной, у нас же ее получают все, и для большинства она все равно не заметна. Но пока, к сожалению, подобных мер не планируется.
Подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости