Рейтинг@Mail.ru
Абанкина: дошкольный стандарт получился взвешенным и разумным - Социальный навигатор РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Абанкина: дошкольный стандарт получился взвешенным и разумным

© Фото : ГУ-ВШЭДиректор Института образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина
Директор Института образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина
Недавно на общественное обсуждение был представлен проект ФГОС дошкольного образования, подготовленный группой экспертов во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым. Об особенностях проекта рассказала директор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Недавно на общественное обсуждение был представлен проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, подготовленный группой экспертов во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым. Об особенностях проекта в интервью РИА Новости рассказала директор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
— Ирина Всеволодовна, как вы оцениваете проект?
— Рабочей группе удалось подготовить разумный документ. ФГОС дошкольного образования имеет ту же структуру, что и стандарты школьного образования – это требования к условиям реализации образовательных программ, структуре образовательных программ и их результатам. При этом далось избежать жестких требований к результатам реализации программ дошкольного уровня. Никаких утверждений в духе, что "дети к шести годам должны уметь читать и писать печатными буквами" стандарт не содержит, никаких "ЕГЭ и ГИА для дошколят" не будет.
Стандарт предполагает достаточно высокую вариативность дошкольных образовательных, здесь грамотно сочетаются взгляды психологов, педагогов и экономистов. Александр Асмолов умеет работать на стыке нескольких дисциплин, и ему удалось добиться создания очень взвешенного документа.

— Но все-таки можно ли говорить о недостатках проекта?
— После рассмотрения в Минобрнауки из стандарта "исчезло" несколько полезных нововведений. Я надеюсь, обсуждение может помочь вернуть некоторые из них.
Прежде всего, соотношение числа педагогических работников и детей. Мы закладывали для детей от 1,5 до 3 лет соотношение не более 5 детей на одного педагога, для детей от 3-5 лет — не более 8 и для детей 5-6 лет — не более 12. Сейчас этой нормы в стандарте нет.
Исчез ряд важных норм, которые должны были способствовать развитию частно-государственного партнерства и новых форм организации дошкольного образования. Стандарт предполагает вариативность, но сейчас он сочетается с другими существующими нормами так, что на практике все, что не укладывается в образ детского садика с отдельным зданием, может быть вытеснено из сферы дошкольного образования в сферу присмотра и ухода. Так, многие частные предприниматели, организующие группы кратковременного пребывания, не смогут претендовать на государственное финансирование их услуг, а значит – вырастут цены.

— Да, в связи с новым стандартом и новым законом "Об образовании в РФ" высказываются опасения, что возрастет родительская плата за услуги по присмотру и уходу…
— Они справедливы. Я уверена, что, к сожалению, родительская плата существенно возрастет, в том числе и в результате принятия нового стандарта. Дело в том, что он достаточно четко определяет, что есть образование на дошкольном уровне, а что им не является, – и это не вина разработчиков, а требование, которое они обязаны соблюсти. Все, что не является образованием, есть "присмотр и уход". Это и закупка продуктов питания, и услуги работников столовых, и услуги тех, кто следит за хозяйственной частью: бельем, мебелью… Все это будет оплачиваться за счет родительской платы, если только регионы не сочтут нужным компенсировать эти расходы — полностью или частично. Надежда на такой исход невелика.
Минобрнауки отправило в регионы письмо с рекомендацией не повышать родительскую плату. Но в нынешней ситуации это проблематично. Большинство детских садов финансируется из муниципальных бюджетов. В значительной части регионов большая часть этих расходов компенсируется из региональных бюджетов. А регионы часто делают это из средств, поступающих им из федерального бюджета. Ситуация с распределением налогов изменится – предполагается, что из федерального бюджета средств в региональные бюджеты поступать будет меньше. Так что последствия, по крайней мере, для небогатых регионов, очевидны — за счет родительской платы будет компенсироваться все, что можно.

— Как вы оцениваете последствия таких изменений?
— В крупных городах немало молодых семей, для которых увеличение родительской платы за присмотр и уход в 2-3 раза (думаю, речь пойдет о таких цифрах) некритично. Но многодетные и малообеспеченные семьи пострадают. Принятие стандарта и нового закона "Об образовании в РФ" должно сопровождать изменение всей системы социальной помощи. Так, сейчас предполагается компенсировать часть родительской платы — 20% за первого ребенка, 50% – за второго и 70% – за третьего. Сумму компенсации предполагается рассчитывать так: собрать данные о размере родительской платы, рассчитать среднюю и, исходя из нее, компенсацию. Это нонсенс. Считать компенсацию нужно исходя из той суммы, которую платит конкретная семья, а не из средней по региону. Таких примеров непродуманности мер поддержки — масса. В целом поддержка должна стать более адресной и концентрированной, у нас же ее получают все, и для большинства она все равно не заметна. Но пока, к сожалению, подобных мер не планируется.

Подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала