Рейтинг@Mail.ru
Международные исследования дают импульс школьному образованию в России - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Международные исследования дают импульс школьному образованию в России

Международные исследования образования школьников PIRLS и TIMSS более 10 лет дают отечественной системе образования важную информацию о ее достоинствах и недостатках на мировом уровне. Выводы и опыт исследователей уже легли в основу школьных образовательных стандартов и ЕГЭ.

Анна Курская, РИА Новости

Международные исследования образования школьников PIRLS и TIMSS более 10 лет дают отечественной системе образования важную информацию о ее достоинствах и недостатках на мировом уровне. Выводы и опыт исследователей уже легли в основу школьных образовательных стандартов и ЕГЭ. Сегодня на повестке дня стоит введение системы национального мониторинга качества образования и внутришкольного оценивания, полагают участники международной конференции, прошедшей 19-20 июня в Москве.

Исследования качества чтения и понимания текстов, а также качества математического и естественнонаучного образования среди школьников PIRLS и TIMSS раз в несколько лет проводятся примерно в 50 странах мира. Эксперты из двенадцати стран мира обсудили итоги очередного исследовательского цикла PIRLS-2011 и TIMSS-2011 на Международной конференции «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований», организованной Российской академией образования совместно с Минобрнауки РФ, 19-20 июня в Москве.

Итог международных исследований: школьное образование в РФ улучшается>>>

Преимущества взгляда со стороны

В конце 2012 года, когда были публично объявлены итоги PIRLS-2011 и TIMSS-2011, стало известно, что ученики четвертых классов российских школ занимают второе место (из 49) в мире по читательской грамотности, четвертое – по естествознанию и десятое – по математике. Российские восьмиклассники по знанию естественных наук находятся в мире на шестом месте, а по математике – на седьмом. К числу наших ближайших конкурентов, согласно данным исследователей, относятся такие страны, как Финляндия, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг и Япония.

«Основная задача международных исследований – получить информацию о причинно-следственных связях в образовании. Пока мы не очень хорошо их понимаем, — рассказала в своем выступлении на конференции президент Международной Ассоциации по оценке образовательных достижений IEA Анне-Берит Кавли. — Информация о тенденциях, которую мы получаем, гораздо важнее, чем международные рейтинги».

По ее словам, аналитические методы, которыми пользуются исследователи, нуждаются в усовершенствовании. Но, тем не менее, «международные исследования и сегодня имеют преимущество перед национальными, поскольку они позволяют видеть отличия, которых не видно в отдельных странах».

К таким отличиям, например, можно отнести следующее наблюдение исследователей: российские школьники демонстрируют хорошие результаты за счет отличного знания фактического материала. В то же время они смутно представляют себе, как следует применять знания из учебников в житейских ситуациях, и теряются перед нестандартными задачами. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты международных исследований качества образования PISA.

Эта информация сможет быть полезной для отечественной системы образования, лишь если она найдет свое отражение в образовательных стандартах и в содержании учебников. Впрочем, такая работа уже ведется, рассказал, выступая на конференции, вице-президент Российской академии образования, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.

«Подходы, которые мы сформировали в рамках международных исследований, мы используем для введения новых образовательных стандартов. Материалы PISA легли в основу стандартов для основной школы», — сообщил он.

Многое зависит от учебников

Какие учебники помогут ликвидировать отставание российских школьников от мировых лидеров с точки зрения навыка практического применения знаний? Чтобы ответить на этот вопрос, в рамках исследований PIRLS и TIMSS была собрана информация о наиболее популярных учебниках в стране.

«Мы обнаружили, что большинство школьников сегодня учатся по тем учебникам, которые себя хорошо зарекомендовали еще в советское время», — рассказала на конференции руководитель Центра оценки качества образования РАО Галина Ковалёва. А список учебников, рекомендованных Минобрнауки, включает  более десятка учебных пособий по каждому школьному предмету, среди которых много новых.

Инновационные учебники, например, те, что входят в систему развивающего обучения Эльконина-Давыдова, в масштабах страны выбирают менее 10% учителей. И серьезного влияния на общий уровень образования, к сожалению, эти учебники не оказывают.

«Специалисты московского Центра оценки качества образования проанализировали весь аппарат наиболее популярных учебников по естественно-научным предметам, чтобы узнать, сколько заданий ориентировано на формирование знаний, на их применение и на обсуждение. К нашему большому сожалению, учебники, которые сейчас используются в большинстве школ, не обеспечивают опережающего формирования умений работать в свободной ситуации», — отметила Галина Ковалева.

В одном из лучших учебников по физике, по ее словам, 59% заданий было направлено на освоение и проверку знаний и лишь 14% давали возможность детям применить эти знания в новой ситуации, рассказала эксперт. Учебники по другим дисциплинам, биологии и химии, имеют еще больший процент задач на простое воспроизведение знаний.

«Нужно познакомить издательства с результатами нашего анализа и всем вместе подумать, что в этом направлении делать», — резюмировала она.

Впрочем, менять нужно не только учебники. Еще одним необходимым педагогическим инструментом эксперты назвали систему внутришкольного и внутриклассного оценивания, которая позволяет учителям следить за индивидуальным прогрессом ученика и направлять его усилия в нужную сторону.

Колыбель ЕГЭ

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования школьников повлияло не только на содержание учебников и стандартов образования. Оно легло в основу ЕГЭ, который за последние несколько лет, несмотря на все недостатки, успел стать привычным инструментом оценки знаний выпускников.

«Не было бы российского участия в международных исследованиях — не было бы единого госэкзамена», — рассказал Виктор Болотов.

По его мнению, многих отрицательных результатов введения ЕГЭ можно было бы избежать, если бы результаты экзамена использовались строго по назначению. Применять же их для составления рейтингов школ и муниципалитетов, а также для аттестации педагогов, было ошибкой.

«По итогам ЕГЭ стали оценивать даже эффективность губернаторов, руководителей субъектов Федерации. А они, соответственно, стали оценивать эффективность деятельности муниципалитетов», — отметил он.

Но ЕГЭ не может давать основания для рейтингования, не может давать ответ, насколько эффективна та или иная школа, полагает эксперт.

«Я бы очень сильно подумал, кто лучше работает: элитная школа, в которую по конкурсу поступают самые способные дети, и у которой по ЕГЭ 80 баллов, или школа в сложном микрорайоне, которая показывает 50 баллов. Мы нередко наказываем невиновных и награждаем непричастных», — отметил Виктор Болотов.

Выход из этой ситуации, по мнению ряда экспертов, лежит через введение национального мониторинга качества образования. До тех пор, пока помимо ЕГЭ другой внешней оценки состояния дел в сфере среднего образования не существует, экзамен будут нагружать посторонними смыслами, которые идут ему во вред.

«ЕГЭ — это температура, а что стоит за тем или иным градусом — это тема дополнительного исследования, прежде всего, социокультурной ситуации, в которой работает данная школа, в которой живут дети и родители», — подчеркнул вице-президент РАО.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала