Новый закон об образовании, вступающий в силу в сентябре, ликвидирует в России систему начального профессионального образования. Бывшие ПТУ должны быть интегрированы в систему среднего профобразования – техникумов и колледжей. Везде ли удалось решить эту задачу безболезненно? Какая ситуация складывается с подготовкой рабочих кадров в Московской области? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости ответил начальник Центра развития профессионального образования АСОУ, председатель Комитета по развитию профессионального образования и кадрового обеспечения Торгово-промышленной палаты Московской области Михаил Фридман.
- Михаил Феликсович, как сегодня обстоят дела с подготовкой кадров для экономики и производства Московской области?
— Ситуация сложилась очень непростая. Министерство образования Московской области в рамках реструктуризации учреждений начального и среднего профессионального образования массово сокращает начальные профессиональные учебные заведения, бывшие ПТУ. Это связано с тем, что в регионе нет стратегии оптимизации системы профобразования, а в новом законе об образовании сказано, что начального профессионального образования не будет, оно попросту исчезнет. Но подготовка рабочих никуда не девается. Если сейчас окончательно развалить систему подготовки рабочих кадров, то о будущем Подмосковья как региона-лидера с высокой концентрацией научно-производственного потенциала придется забыть.
Навигатор абитуриента: учреждения среднего профобразования >>
Идея ликвидации НПО начала обсуждаться задолго до принятия закона, и многие регионы заблаговременно занялись "дотягиванием" своих профучилищ до уровня техникумов и колледжей. А областное министерство образования этим толком не занималось, и сейчас получается, что систему бывших ПТУ режут по-живому, оставляют 25 учебных заведений вместо 140. На мой взгляд, это равносильно полному развалу и уничтожению остатков фундаментального профобразования, создаваемого более семидесяти лет общими усилиями лучших представителей науки, образования и производства. И понятно, что восстановление мощной системы кадрового обеспечения практически невозможно, а нового ничего не предложено, то есть мы стоим перед ожидаемой катастрофой, которая снежным комом пройдёт с разрушением всей научно-производственной сферы региона.
В результате Московская область — регион, где сосредоточено 8 наукоградов, 180 тысяч предприятий самого разного профиля, в том числе оборонно-производственных — и авиакосмических, — может остаться без рабочих кадров и без перспектив дальнейшего развития. Все это может привести к крайнему упадку промышленности и предпринимательства.
- Можно ли избежать такого негативного развития событий?
— Для этого мы должны кардинально пересмотреть свое отношение к стратегическому развитию среднего профессионального образования. В основном, техникумы и колледжи Подмосковья выпускают парикмахеров, поваров, специалистов сферы услуг. Эти профессии тоже важны, но они не первостепенны для благополучия региона и государства, для обеспечения его обороноспособности и конкурентоспособной экономики.
Наряду с профтехобразованием сейчас попал под ликвидацию Естественно-экологический институт Московского государственного областного университета, выпускающий специалистов и бакалавров по химии, биологии, экологии и географии – по тем направлениям, работники которых сегодня очень востребованы в регионе. Сейчас более ста сотрудников института, получив уведомления, ищут себе новую работу. А ведь институт объединяет одни из первых созданных в университете факультетов с уникальной ресурсной базой.
Что стоит за этими преобразованиями – управленческая недальновидность или умышленное нанесение практически невосполнимого ущерба подмосковному населению, областной экономике и новому главе региона перед выборами?
- Разве сфера услуг в Московской области не требует сегодня больше кадров, чем производство?
— Производство в регионе представлено очень широко, и, по словам директоров предприятий, в нем сегодня сложился острый дефицит кадров. Что же касается сферы услуг, то соответствующего персонала в регионе, в общем, достаточно. От недостатка работников у нас не закрываются салоны красоты или кофейни. Все: официанты, повара, парикмахеры — трудоустроены, именно в этих кадрах нет острой потребности. А вот токарей, фрезеровщиков, слесарей механосборочных работ, сварщиков не хватает.
- А учреждения среднего профессионального образования не удовлетворяют потребность в рабочих кадрах?
— Нет, конечно. В среднем профобразовании сделан больший упор на теорию, в нем нет такого количества практических занятий, какое было всегда в начальном профобразовании. Выпускники ПТУ же не очень глубоко знали теорию, но они прекрасно могли работать руками, с высокой производительностью. Они могли создавать ракеты, самолеты, вертолеты, танки, вагоны, автомобили – все, что угодно, тем самым обеспечивая обороноспособность страны… Сегодня нехватка кадров с такой подготовкой превращается в стратегическую проблему. Это не проблема образования – это проблема экономики и безопасности государства, в котором мы живем.
Начальное и среднее профессиональное образование очень сложно реформировать. Уже разработаны образовательные стандарты третьего поколения, но только после этого началась разработка профессиональных стандартов – совокупности знаний и навыков, которыми должен владеть специалист. В результате у нас получается, что телега стоит впереди лошади.
Вместо этого сначала надо было разобрать профессиональный стандарт, понять, кто такой специалист, и чем он занимается, а дальше уже разрабатывать стандарты профобразования, чему и как учить будущего специалиста. С этим тоже большая проблема.
- Какими методами можно ее решить?
— Если говорить о Московской области, то мы с профессиональным, предпринимательским и научно-педагогическим сообществом разработали Концепцию формирования стратегического кадрового потенциала социально-экономического развития Московской области. Концепция прошла широкое обсуждение и обрела поддержку ведущих экспертов в области образовательного менеджмента и экономики труда.
На наш взгляд, действительно требуется реструктуризация, кардинальный пересмотр базовых принципов профессионального образования.
Сейчас учебные заведения профобразования готовят специалистов для всех отраслей по очень широкому диапазону образовательных программ. В результате, зачастую, качество подготовки оставляет желать лучшего, и выпускник оказывается дипломированным безработным.
Нам нужно училища дотянуть до колледжей, а их, в свою очередь, разделить на городские и академические. Городской колледж будет ориентирован на подготовку кадров для местного рынка труда: парикмахеров, строителей, поваров, водителей. А академический – на промышленность, наукоемкие высокотехнологичные производства в области радио– и аппаратуростроения, приборостроения, технологии материалообработки.
И конечно, нужно перепрофилировать учреждения высшего образования. Какие бы вывески на вузах ни были — "гуманитарные", "социально-гуманитарные" — внутри они все педагогические и кроме педагогов выпускать никого не могут.
Профобразование должно решать вопросы экономики!
Самые же главные проблемы, требующие пристального внимания со стороны новой областной администрации – это отсутствие стратегии развития региональной системы подготовки кадров, низкое качество управления этой системой, сырость и рыхлость её институциональной основы, стагнация – прежняя команда себя серьёзно дискредитировала. Сейчас в области формируется новая команда и новая площадка по продвижению социально значимых инициатив. И формирование стратегического кадрового потенциала социально-экономического региона – одна из наиболее приоритетных задач.