Рейтинг@Mail.ru
Гаджет-поводырь: как слепым ориентироваться в большом городе - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Гаджет-поводырь: как слепым ориентироваться в большом городе

© Фото : Андрей НастасенкоГаджеты для слепых в Петербурге
Гаджеты для слепых в Петербурге
Почти два месяца назад в Петербурге запущена система "Говорящий город", которая помогает незрячим ориентироваться в метро. Российская разработка в чем-то опережает, а где-то отстает от мировых аналогов. Как это все работает, и почему гаджет никогда не заменит человеческую помощь, узнавал корреспондент РИА Новости.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 3 июн — РИА Новости, Григорий Набережнов. Почти два месяца назад в Петербурге запущена система "Говорящий город", которая помогает незрячим ориентироваться в метро. Российская разработка в чем-то опережает, а где-то отстает от мировых аналогов. Да и сами незрячие уже давно используют для навигации современные смартфоны. Как это все работает, и почему гаджет никогда не заменит человеческую помощь, узнавал корреспондент РИА Новости.

Мобильные возможности для незрячих

– Может, вам помочь? – уточняю я.
– Нет, я должен вам сам показать свой обычный путь до метро, – настаивает Роман Корнатко. Ему на взгляд – лет тридцать. В детстве у него еще сохранялось 10% зрения, и молодой человек успел закончить школу. Но потом зрение окончательно ушло. Сейчас он не видит вообще. Встречу Роман назначает в десяти минутах ходьбы от станции "Чкаловская", у библиотеки для слепых.

© Фото : Андрей НастасенкоГаджеты для слепых в Петербурге
Гаджеты для слепых в Петербурге

У Романа активная жизнь: три места работы; преподавание на курсах для незрячих по навигации в городе. Легко называет целый ворох компьютерных программ, которые помогают слепым: Freedom Indirect (озвучивает весь текст с экрана компьютера), Jaws (ее мобильный аналог), конверторы графических карт. Собственно, озвучивание всех кнопок на телефоне и позволяет незрячим использовать смартфоны.

Роман использует все и сразу.

– Для навигации незрячий может использовать iPhone, – молодой человек достает его из одного кармана.
– Или маленький GPS-навигатор, – из другого.

Озвучивающая программа проговаривает каждый кнопку, куда нажал пользователь – меню, календарь, навигация по меню. "Называет" она и все буквы, которые Роман пишет в смске. Уже через минуту мне приходит сообщение: "Здравствуйте, добрый день".

– Вход в ДК через девять метров на девять часов, – на этот раз он открывает навигатор.
– А как он определяет направление? На "десять часов", "на пять"?
– По моему движению. Я использую программу Loadstone. Ее нужно установить на телефон, загрузить в нее карту местности — и можно пользоваться, – рассказывает Роман. Программа по GPS анализирует местоположение человека и подсказывает, какие учреждения, магазины, препятствия находятся рядом с ним. С ее помощью можно ставить и свои собственные метки.
– Скоро сбоку будет маленький заборчик. Я его сам добавил на карту, – говорит Роман. Впереди, вокруг газона, – действительно – забор высотой сантиметров двадцать. "Приближение к забору 35 метров на 12 часов", – предупреждает навигатор. "Десять", "пять", "два", – отсчитывает он. "Вот здесь забор", – говорит Роман и бьет белой тростью по нему. Он попадает.

По дороге мы много говорим с Романом о возможностях, которые открывают для незрячих мобильные телефоны.
– А вы не хотели сделать приложение, чтобы слепые могли друг друга находить? Которое оповещало бы их о том, что рядом другие слепые? – опрометчиво задаю я вопрос.
– Зачем? Вам же не нужно приложение, которое находит рядом других журналистов. Мы же ведем полноценную жизнь. Мы ничем не отличаемся, – становится серьезным Роман.
Мне становится неудобно, что я задал глупый вопрос.

Телефон под землей не ловит

Проблемы с GPS-навигацией начинаются, когда незрячий доходит до остановки автобуса. Или до станции метро. В первом случае непонятно – а какой номер подъехал? По какому маршруту едет? Во втором – под землей GPS не работает, и ориентироваться надо в прямом смысле "вслепую".
– Стационарные объекты. Поиск. Станция метро "Елизаровская", – говорит серая пластиковая коробочка в руках у Дениса. Коробочку зовут "Ориентир-1". Мы стоим с Денисом на тротуаре у входа в метро. Молодой человек показывает, как работает прибор для ориентации слепых в городе. Денис – один из сотрудников компании "Спецтехноприбор", которая придумала систему "Говорящий город".
– А дальше что? – спрашиваю я.
– Будем искать, где находятся сами двери, – Денис нажимает кнопку на приборе. Висящая над входом в метро маленькая белая пластиковая коробка начинает верещать. "Ой, что это?" – немного пугаются заходящие на станцию девушки. По задумке, так, по звуку, слепой человек и должен находить вход на станцию метро.

Система состоит из трех частей: передатчиков, расставленных по городу, приемников и "говорящих" светофоров. Передатчики ставят на станциях метро, у аптек, магазинов, вокзалов. Они работают в круглосуточном режиме. Человек с помощью приемника ловит сигнал от них. Между объектами можно "переключаться" и выбирать нужный. Когда он найден, незрячий жмет на кнопку, и коробочка над входом начинает подавать звуковой сигнал.

В систему включили и "говорящие светофоры". На них стоит свой, независимый динамик, который при включении зеленого сигнала начинает потрескивать. Пока мы стоим у входа в метро, ближайший светофор начинает говорить: "Переход улицы Бабушкина разрешен". Но мы уходим от него и идем внутрь.

– Так, на станцию зашли. Теперь смотрим, где стоят турникеты, – коробочка в руках у Дениса снова оживает. "Будка контролера. Будка контролера", – твердит она ему женским голосом. Денис жмет кнопку. Динамик над будкой начинает пищать. Контролер по инструкции, услышав сигнал, должен помочь. И вправду – он выбегает к турникету и ищет взглядом в толпе человека с белой тростью.

Нет его. Ложная тревога.

Троллейбус-обманщик

Разработка навигаторов для незрячих в мире ведется постоянно. Например, американцы придумали систему Tyflos. Видеокамера, вмонтированная в очки, сканирует пространство вокруг и сообщает о возникающих препятствиях. Так же устроен и израильский проект браслетов VIA. Ожидается, что они будут уметь не только "видеть", что впереди, но и совмещать эту информацию с GPS-координатами. И это только пара разработок из более чем десятков других.

© Фото : Андрей НастасенкоГаджеты для слепых в Петербурге
Гаджеты для слепых в Петербурге

Российский проект "Говорящего города" в этом плане – самый тяжеловесный из-за инфраструктуры, которую нужно построить. Вдобавок, она не всегда работает корректно.

– Не могу найти сигнал от входа, – мы дошли с Романом Корнатко до станции метро "Чкаловская". Он держит в руках "Ориентир-1", но прибор ловит только сигнал от будки контролера.

Передатчики "Говорящего города" в метро поставили в конце марта этого года. Сейчас ими оборудованы все станции петербургского метрополитена. Однако вводить систему "Говорящий город" на транспорте начали еще в 2011 году. Тогда городской комитет по транспорту оборудовал в Петербурге передатчиками 100 автобусов. По замыслу разработчиков, они не просто показывали бы, где находится вход в транспорт, но и куда он едет.

– Мы задумывали, что наши приборы будут получать информацию о маршруте, его номере и направлении следования от системы СКАТ, установленной на транспорте. Но с получением этой информации возникли проблемы, – говорит Леонид Аронов, генеральный директор группы компаний "Спецтехноприбор".
– Какие именно? – спрашиваю я.
– Идет, скажем, троллейбус №28, а он сообщает, что он – трамвай №11. Поэтому эксплуатация этих средств на наземном транспорте не производится.

Знакомые с принципами работы системы эксперты, опрошенные РИА Новости, считают, что проблемы возникли из-за того, что для передачи данных были выбраны закрытые протоколы передачи данных. У СКАТа он свой, у "Города" – свой. И чтобы связать эти протоколы, одной из сторон придется его открыть. "Понятно, что никто не хочет этого делать – раскрывать свои секреты", – указывают эксперты.

Поэтому за основу взяли другую схему. "Мы используем автоматические пульты водителя. Они позволяют вводить информацию о маршруте. Но закупка оборудования пока не началась", – отмечает Леонид Аронов. По изначальным планам, все троллейбусы и трамваи должны были оснастить пультами до конца года. Однако, аукционов на их закупку объявлено пока не было.

Действуем "по-старинке"

В презентации "Говорящего города" указаны перспективные направления использования "Ориентира-1". Кроме транспорта, в нем – аптеки, магазины и даже заборы вокруг строек, или, скажем, открытых люков. Однако для этого будет нужно на каждый подобный объект ставить свой собственный передатчик. Согласовывать его с владельцами или ответственными, подводить питание, сверлить крепления, в конце концов. Стоимость возведения всей инфраструктуры тоже, конечно, высока.

Поставить GPS-метку на карте, конечно, значительно проще и ничего не стоит. "Мы сейчас разработали новую модификацию прибора, которая будет привязана к сетям GPS и ГЛОНАСС", – рассказывает Леонид Аронов. "Да, "Ориентир" – удобная вещь. Но мне очень неудобно носить и телефон, и его. Конечно, надо или делать сам приемник значительно меньше, или привязывать вообще все к мобильному телефону", – предлагает Роман Корнатко.

Ключевых проблемы две. Во-первых, метки не всегда стоят точно – телефон Романа упорно оповещал, что станция метро не в двух метрах от нас, а в тридцати. Во-вторых – нужно как-то научиться оповещать незрячих о том, какой транспорт подъехал к остановке.

Мы общаемся с Романом и приходим к выводу, что это можно сделать, не строя новую сеть, а используя уже существующие протоколы связи – скажем, Bluetooth или Wi-Fi. Но пока этого нет, какой подъехал троллейбус, может подсказать только "Говорящий город".

По личным наблюдениям Романа, гаджетами и различными мобильными устройствами в России пользуются лишь 10% слепых людей. В России, по разным данным, от 200 до 300 тысяч слепых. И порядка 250 тысяч из них действуют "по старинке" – ходят только с белой тростью. Причина не в сложности освоения гаджетов: "Ко мне на занятия ходит и молодежь, и пожилые. И все за три месяца все осваивают".

Проблема, скорее финансовая и техническая – весь комплект приборов, телефонов и программного обеспечения, как у Романа стоит порядка 20 тысяч рублей. Покупать их нужно самостоятельно – частью в салонах связи, частично – находить по редким магазинам, или искать и покупать в интернете программы. А потом – устанавливать и согласовывать работу всех приложений. Зато с ними можно ездить по всему миру.

"Ориентир-1", который будет работать только в Петербурге и только на транспорте, в розницу запустят по цене 4500 рублей. Он сразу готов к использованию, не требует дополнительных навыков. Но в любом случае возникает третья проблема – закупать любые приборы нужно будет самим. Ни у одного общества слепых таких средств нет.

– Вход в метро "Чкаловская", 28 метров на семь часов, – продолжает обманывать Nokia Романа. Я предлагаю свою помощь и протягиваю молодому человеку руку. Он с радость соглашается.
– Но вы же и сами могли зайти, вы столько знаете, у вас столько гаджетов. Почему вы согласились? – спрашиваю я.
– Я понимаю, что с вашей помощью могу это сделать быстрее. Тем более, другие ходят без телефонов, и вообще им тяжело ориентироваться. И сегодня я откажусь от помощи, а завтра люди откажут тому, кому она нужна. Подумают: "Так они сами все могут, не буду помогать", – отвечает Роман.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала