Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Навигатор СПО: Профессия, прежде всего, должна быть востребованной

Заканчивается учебный год, и перед старшеклассниками, выбравшими среднее профессиональное образование, встает вопрос: куда пойти учиться? Навигатор РИА Новости поможет им подобрать будущее место учебы в соответствии с их запросами.

Анна Курская, РИА Новости

Заканчивается учебный год, и перед старшеклассниками, выбравшими среднее профессиональное образование, встает вопрос: куда пойти учиться? Абитуриентам из российских регионов до сих пор было довольно трудно ориентироваться во всем многообразии специальностей и учебных заведений. Навигатор РИА Новости поможет им подобрать будущее место учебы в соответствии с их запросами.

Многим выпускникам 9 и 11 классов российских школ в начале лета предстоит определиться с будущим местом получения среднего профессионального образования (СПО). Какие есть специальности в техникумах и колледжах, и с каким минимальным и средним баллом ГИА и ЕГЭ на них принимают? Какие специальности бюджетные, а какие – платные, и сколько стоит обучение на последних? 

Навигатор СПО, в котором есть ответы на эти и другие вопросы, подготовлен для всех регионов России Центром социальных рейтингов РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор». Подобный информационный продукт создается впервые, хотя необходимость в нем возникла давно. По мнению экспертов, сегодня в обществе существует дефицит информации о специальностях СПО, несмотря на то, что у многих техникумов и колледжей есть сайты с достаточно полной информацией.

«Навигатор поможет абитуриентам сориентироваться при выборе профессии и специальности, даст разъяснения по интересующим вопросам и нововведениям законодательства», — рассказал РИА Новости заместитель министра образования Саратовской области Олег Афонин.

Как выбирать место учебы

Навигатор облегчит абитуриентам поиск учебного заведения, но не избавит их от необходимости тщательно продумать выбор будущей профессии. И здесь выпускникам и их родителям стоит обратить внимание на несколько обстоятельств, считают эксперты.

«Начинать поиски будущего места учебы необходимо с анализа информации на региональном кадровом портале, интернет-сайте министерства образования области, учреждений профессионального образования», — советует Олег Афонин.

Будущим студентам надо в первую очередь подумать, кем бы они хотели себя видеть через 5-10 лет, на каком месте работы хотели бы оказаться, и на основе своих мечтаний выстраивать образовательную траекторию, рассказал РИА Новости руководитель Центра профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) Владимир Блинов.
Для очень многих старшеклассников среднее профессиональное образование сегодня служит лишь ступенькой для поступления в вуз. Эксперт советует им заранее продумать, какие специальности СПО наилучшим образом соответствуют интересующим их вузовским направлениям подготовки.

Впрочем, ориентация строго на вуз после колледжа не всегда оправдывает себя на практике, тем более, что получить высшее образование можно и позднее, на заочных и вечерних отделениях вузов, уверен научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования Ефим Коган.

«Я думаю, что значительно важнее иметь востребованную специальность на уровне среднего профессионального образования, чем абсолютно непредсказуемую с точки зрения востребованности специальность на уровне высшей школы, — рассказал он РИА Новости. — Образования  впрок  не  бывает. Обычно его  наращивают  по  мере  необходимости,  когда  имеющийся  уровень знаний не  соответствует  решаемым  задачам  производства».

Эксперты советуют абитуриентам воспользоваться еще одним критерием выбора места учебы. Дело в том, что колледжи и техникумы различаются не только по направлениям подготовки, но и по качеству образовательной среды и по общей атмосфере. Этого, к сожалению, на расстоянии не увидишь.

«В колледж стоит просто съездить и немного постоять перед входом, например, в три часа дня, и услышать лексикон выходящих. Тогда все встанет на свои места, вы поймете, куда вы идете учиться», — посоветовал Владимир Блинов.

Востребованность профессии очень важна

Конечно, основным критерием выбора специальности следует все же считать востребованность будущего выпускника на рынке труда. И здесь не существует однозначных рекомендаций для жителей разных регионов страны.

Одно из недавних совместных исследований Центра социальных рейтингов РИА Новости и Межрегиональной Ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО) при участии рекрутингового агентства «Суперджоб» показало, что в Москве работодатели охотнее всего нанимают выпускников колледжей, чьи специальности связаны с торговлей, услугами, безопасностью и коммунальным хозяйством.

«Есть регионы, например, Урал, где более развита промышленность, есть сельскохозяйственные районы. И, конечно, в них востребованы совершенно разные профессии, — рассказал Владимир Блинов. — Я бы посоветовал родителям абитуриентам посмотреть программы социально-экономического развития своих регионов, и узнать, в какие отрасли, прежде всего, инвестирует государство».

При этом эксперт отметил, что сегодня в производственных предприятиях уровень оплаты все-таки ниже, чем в частном секторе и в торговле. Поэтому популярность профессий, связанных с торговлей, услугами, общественным питанием и охраной, везде будет высока.

Абитуриентам и их родителям также стоит обратить внимание на данные по ротации кадров в какой-то отрасли, продолжил руководитель Центра профессионального образования ФИРО.

«Иногда профессия выглядит высоко востребованной из-за  практически стопроцентной ротации кадров в год, как это происходит с официантами или автослесарями. То есть, они просто перетекают с одного места работы на другое, а в статистике мы получаем якобы очень высокие показатели востребованности», — пояснил он.

Проблемы профориентации

К сожалению, сегодня система среднего профессионального образования пользуется спросом «снизу», среди учащихся, а не «сверху», у работодателей. Это связано с тем, что сегодня производственные технологии быстро меняются, и запросы рынков труда бывает довольно сложно связать с предложением  образовательных учреждений.

В результате выпускники зачастую не могут хорошо трудоустроиться, либо их специальность не стыкуется с направлениями подготовки в вузах, отмечают эксперты.

Чтобы этого не происходило, они считают необходимым, с одной стороны, гибко менять образовательные программы в колледжах и техникумах в рамках стандартов, с учетом потребностей рынка труда. А с другой — возродить систему профориентации в средней школе, давать ученикам больше сведений о профессиях, и о том, какие колледжей и техникумов возможны траектории работы и образования.

«Школа должна формировать у учеников представления о конъюнктуре тех или иных специальностей, о том, как будут развиваться технологии в данной территории, какие  направления  деятельностей  могут оказаться более перспективными, а какие нет», — отметил Ефим Коган.

 Такое прогнозирование трудовых рынков территории он считает одной из важнейших задач для педагогов, родителей, абитуриентов и предприятий.

«Понятно, что делать это на уровне каждого учреждения сложно, дорого и почти нереально. Вариантом решения этой задачи могло бы стать создание региональной инфраструктуры, ответственной за изучение местного рынка труда и за превращение его запросов в задачи для образовательных учреждений», — заявил эксперт.

Задача такого посредника, по его мнению, — непрерывно ориентировать систему образования на быстро меняющиеся запросы рынка труда. Лишь в этом случае можно было бы рассчитывать на успешную подготовку молодых людей к реальной деятельности, с которой они столкнутся на предприятиях после окончания техникумов и колледжей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
18 друзей дома в Пучкове: как живут слепоглухие в ПодмосковьеЗначимый взрослый: как в православном социальном доме детей учат довериюЭксперт рассказала, возникли ли сложности у учащихся на итоговом сочиненииТрехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 годуРука для человека в скафандре: кто готовит слепоглухих к обычной жизниВ России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей Кравцов: финансовую грамотность надо внести в обязательные факультативыПятый Медиафорум этнических и региональных СМИ прошел в МосквеКравцов рассказал о запуске программы создания школьных театровКириенко: более 3 тысяч заявок подали на участие в премии "Знание"Школьники из России взяли 8 медалей на Международном турнире по информатикеЛогистика фудшеринга: продукты для малоимущих доставят НКО и соцзащитаМИА "Россия сегодня" запускает медиалабораторию в ВДЦ "Орленок" В Минпросвещения прокомментировали обновленные ФГОССенатор: власть должна двигаться с молодежью в одном направленииЭксперт: молодежь активно интересуется будущим бизнеса в странеВ Москве пройдет пятый Медиафорум этнических и региональных СМИВ России необходимо улучшить подготовку специалистов, заявил ПутинКравцов рассказал о проблемах лишней отчетности у учителей в регионах Кравцов заявил, что на базе колледжей создадут программы профориентации