Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Климашкина: фостерная семья - альтернатива детскому дому

© Фото : из личного архива Марии КлимашкинойМария Климашкина
Мария Климашкина
Альтернативой детским домам могут стать и фостерные семьи. О том, как живут такие семьи в мире и как эта форма семейного устройства может помочь российским детям, рассказала директор фонда развития фостерной помощи "Фостер Форсайт", директор благотворительного фонда "Помощь детям" Мария Климашкина.

Альтернативой детским домам могут стать и фостерные семьи. О том, как живут такие семьи в мире и как эта форма семейного устройства может помочь российским детям, специально для проекта РИА Новости "Жизнь без преград" рассказала директор фонда развития фостерной помощи "Фостер Форсайт", директор благотворительного фонда "Помощь детям" Мария Климашкина.

Когда в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается, по оценкам экспертов, более 122 тысяч детей, идею заниматься развитием фостерной помощи, наверное, можно назвать утопичной. Но волей-неволей в поиске ответа на вопрос "Как же решить проблему устройства в семью детей?" при том, что в детских домах преимущественно воспитываются подростки и дети тяжелыми заболеваниями, приходишь к мысли, что необходимы профессиональные семьи, готовые за деньги, за идею или почему-то еще взять тех детей, которых обычные приемные семьи не берут.

Фостерная помощь — это помощь, оказываемая детям, взрослым, а также семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предполагающая установление парасемейных отношений с людьми, прошедшими специальную подготовку (фостерами), и по возможности их совместное проживание вне институциональных учреждений.

Увеличение опекунам выплат, дополнительные льготы и отпуска в некоторой степени, возможно, помогут продвинуть вперед вопрос устройства детей в семью, при этом вряд ли существенно изменят картину, и едва ли выстроится очередь в органы опеки и школы приемных родителей.

Большинство моих знакомых уверены: приемными родителями становятся только те, кто не может родить своих детей. И мысль о том, что можно это сделать и вместе с рождением своих, или даже — вместо, принимается скептически. Помимо общественного мнения, есть большая проблема отсутствия инклюзивных школ и педагогов, готовых обучать детей с интернатным прошлым. Нет необходимой инфраструктуры, которая поддерживала бы приемных детей и родителей. Средняя школа, куда ребенок идет учиться, зачастую становится главным врагом семьи и даже может стать поводом для возвращения подростка в детский дом.

Недостаточное обучение

Если мы говорим, что семья нужна подростку, да еще и недостаточно здоровому, то даже в самой продвинутой школе приемных родителей не рассказывают, как с ним быть. Если изучить программы школ, большинство заточено под семьи, которые хотят взять малыша. Там дадут "базу" — расскажут про юридические тонкости, нарушение привязанности отказников, возможное насилие в доме ребенка и его последствия.

Я училась в одной из самых подвинутых школ, занятия там проводятся в тренинговой форме, а не в лекционной, как это чаще бывает. Программа насыщена упражнениями, позволяющими эмоционально пережить такие моменты, как изъятие ребенка из семьи, первая встреча, переезд в новую семью и многое другое. С нами проводили "расстановки" — упражнения, с помощью которых проигрывалось изменение, которое произойдет с семейной системой в связи с появлением нового ребенка.

Двенадцать занятий по три часа — увлекательное путешествие по теме приемного родительства, которое дает четкое понимание, что это тяжело, что тема усыновления не так проста, как может показаться, и что усыновленные дети имеют свои особенности, к которым надо быть готовыми. Но школы приемных родителей скорее можно назвать первой ступенькой, в некотором смысле начальной школой для тех, кто реально хочет научиться быть приемным. Ведь для того чтобы взять под опеку человека примерно своего роста, который психологически, скорее всего, не старше дошкольника, отстает по школьной программе на несколько классов, то, что видели мы в жизни, знает только по фильмам, да еще имеет парочку серьезных заболеваний, двенадцати занятий мало.

Из 12 участников моей подготовки родителями-таки за прошедший год стали пятеро — две пары, которые хотели малыша, и знакомая, которая давно планировала взять под опеку парня 13 лет. Кстати, по прошествии года она признается, что школа приемных родителей скорее похожа на рекламный ролик, нежели на обучающий курс. При том, что курс, надо отметить, требует больших эмоциональных сил и смелости.

Это ценный опыт личностного роста и погружения в тему приемного родительства, юридической подготовки, неплохой фильтр для кандидатов, которые склоняются к усыновлению скорее под влиянием эмоций или собственных проблем. Тем же, кто осознанно настроен на принятие в семью подростка, придется столкнуться с большим недостатком образования и подготовки, инфраструктуры, специализированной литературы.

Мировой опыт фостерства

В мировой практике задачи подготовки, сопровождения и интеграции в той или иной степени решает институт фостерной помощи. Хотя о фостерстве в целом нельзя говорить однозначно — фостерная семья всегда имеет национальные особенности. В Америке фостеры в основном обеспечивают  временное устройство детей на тот период, пока родная семья не преодолеет кризис, или не найдутся приемные родители. Можно услышать, что американские фостеры "зарабатывают на детях", хотя компенсация на самом деле составляет что-то около 100-150 долларов. При этом все они обязаны  проходить 53-часовое обучение, получать лицензию и ежегодно  проходить 10-часовое повышение квалификации.

Французское фостерство входит в систему судебной защиты молодежи и выполняет иную функцию — семьи принимают детей-правонарушителей,  предварительно пройдя подготовительные курсы. Французы получают 26 евро в день, и только за те дни, когда несовершеннолетний присутствует в семье (если он сбежал, компенсация не выплачивается). А заработной платы французские фостеры не получают вовсе.

В Великобритании фостерство достаточно высоко оплачиваются, но и стать фостером сложнее — это возможно только после годового обучения, требует постоянной супервизии и еженедельных консультаций у психолога. При пересчете с фунтов стерлингов, оплата труда британских фостеров чуть превышает 40 тысяч рублей. И даже при таком уровне компенсации, поддержке специализированных фостерных центров, различных образовательных программах, обилии тематической литературы в Великобритании не хватает людей, которые решились бы на такую профессию. Английские специалисты с грустью признают "Мы можем создать любую инфраструктуру, но заставить людей быть фостерами — не можем".

Фостерные семьи — это ценный ресурс не только для решения вопроса семейного устройства детей, но для профилактической работы, когда такие семьи становятся помощниками для других семей.

В Швеции,  если семья оказалась в трудной ситуации, ей выделяется "семья-помощник". Помогающая семья ходит в гости, приглашает в гости, берет детей на пару-тройку дней, морально поддерживает при уборке квартиры, и вообще, всячески учит собственным примером, как надо правильно строить семью. Помогает с посещениями врачей. Родители из помогающей семьи получают зарплату. Ребенок из кризисной семьи изымается только в крайнем случае, и только после того, как "уже все  попробовали". В таких случаях "контактные семьи" принимают  в семью здоровых детей, а "вспомогательные" — детей с особыми потребностями. Есть еще "kontaktperson", которые помогают "трудным" подросткам. В "семейный дом" дети отправляются на более длительный срок, но все равно впоследствии возвращаются в семью.

Возможности для России

Универсальной модели фостерной семьи нет, в каждой стране и регионах они имеют свои особенности и выполняют особую социальную функцию. Кроме того, фостерная помощь предоставляется не только детям, профессиональная семья может заботиться и о взрослых людях с ментальными нарушениями или с серьезными трудностями со здоровьем, об одиноких пожилых людях, о семьях в кризисной ситуации, когда под опеку берется мама с ребенком.

Мы с коллегами решили посвятить ближайшие несколько лет, да и, наверное, десятилетий, изучению и развитию фостерной помощи в России и учредили фонд "Фостер Форсайт". Программу, которая, как мы надеемся, поможет найти журналистов, пишущих о профессиональных приемных родителях, кинорежиссеров и писателей, рассказывающих о детях и родителях в приемных семьях, ученых, исследующих данную проблематику, и сами семьи, готовые называться фостерными, профессиональными, готовые думать, обучаться, делиться опытом и принимать в свою семью — мы назвали "В поисках синей птицы". Назвали так не случайно. По легенде синяя птица оживает в момент, когда рождается младенец, способный мечтать и верить в счастье. Сегодня — этот самый момент. И мы надеемся, что идея фостерства так или иначе приживется на российской почве, обретет национальные черты, специфические формы и особенности. Решит ли она проблему устройства детей-сирот в семью, покажет время.

А пока готовится к выпуску наш первый продукт — приложение к изданию для приемных родителей "Родные люди" — журнал "Русский фостер", который возьмет на себя роль площадки для конструктивного разговора, дискуссии о фостерной помощи.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Гинеколог о предохранении: Лучше пить таблетки, чем потом делать абортЛучших учителей определят в конкурсе "Педагоги года Москвы" до конца годаГлава РАО рассказала, как подготовиться к собеседованию по русскому языкуВ Москве 90 тысяч школьников примут участие в итоговом собеседованииВ России матери чаще помогают детям с трудоустройством, отцы — с капиталомПутин призвал обеспечить доступность современной подготовки по математикеЯкутские школьники выпустят IT-пуховик с обогревомЭксперты обсудят развитие педагогического образования в российских вузахВ Минпросвещения рассказали о новых школьных учебникахСтартовал региональный этап Всероссийской олимпиады школьниковМинпросвещения: школ на карантине по COVID-19 сейчас нет Мишустин призвал выстроить работу пилотной программы школьного туризмаОпрос показал, сколько россиян-родителей состоят в учебных чатахКогда важен не подарок: выбраны лучшие новогодние шоу страныЛучшие новогодние представления Москвы 2021/2022: результаты рейтингаКравцов прокомментировал идею вакцинации детей от COVID на базе школКравцов заявил о создании цифровой психологической службы для школьниковМузаев: ПЦР-тест утяжелит процесс проведения ЕГЭРособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерахГуров: технологическая олимпиада помогает школьникам стать успешными