Рейтинг@Mail.ru
Возможности ограничить нельзя: история успеха "солнечного ребенка" - Социальный навигатор РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Возможности ограничить нельзя: история успеха "солнечного ребенка"

© Фото из личного архива семьи Марины МаштаковойМарина Маштакова
Марина Маштакова
Марина Маштакова - десятилетний ребенок, у которого есть друзья, любимое занятие, сильный характер, возможность танцевать на сцене Кремлевского дворца и синдром Дауна. Как она добилась того, что не удается многим детям без особенностей развития, корреспонденту РИА Новости рассказали родители и педагоги Марины.

Марина Маштакова — десятилетний ребенок, у которого есть друзья, любимое занятие, сильный характер, возможность танцевать на сцене Кремлевского дворца и синдром Дауна. Как она добилась того, что не удается многим детям без особенностей развития, корреспонденту РИА Новости рассказали родители и педагоги Марины.

"Я помню маленькую девочку, которая пришла к нам на занятия: она плакала и не хотела расставаться с мамой. А сейчас, глядя на Марину, которая выходит на сцену Дворца съездов, я понимаю, что это ребенок, который по праву может гордиться своими успехами", — рассказывает преподаватель "Даунсайд Ап" Татьяна Нечаева.

Маршрут к жизни

"Сейчас есть такое популярное выражение, как образовательный маршрут. У каждого человека он свой в силу индивидуальных отличий, но он у него в любом случае должен быть. Его неочевидность — это одна из самых пугающих вещей для родителей, у которых рождается ребенок с особенностями", — поясняет Татьяна.

Этот маршрут, по большому счету, готовит человека жить в социуме и позволяет ему реализоваться. "Решать за ребенка, на что он способен, исходя только из того, что у него есть синдром Дауна, неправильно. Нужно предоставлять возможность", — сказала преподаватель Алла Киртоки.

Родители Марины поняли, что дать ребенку эту возможность могут только они сами и начали действовать: отвели полуторогодовалую дочку в группу "Даунсайд Ап", потом решили, что ей нужно пойти в обычный детский сад. По мере того как Марина справлялась с поставленными задачами, их уверенность в ее силах и возможностях крепла.

"Однажды мы сходили на концерт "Домисольки", и нам очень понравилось. Тогда мы решили спросить, вдруг они не против принять нас к себе. Мы пришли, познакомились и нам предложили попробовать", — вспоминает мама Марины Эвелина Здоровенко.

Новенькая в группе

"Домисолька" — это детский музыкальный театр, в котором дети занимаются пением, хореографией, музыкой и учатся актерскому мастерству. Коллектив не раз приглашал на свои выступления воспитанников "Даунсайд Ап" и сам приезжал к ним с представлениями, но опыта инклюзивного образования у его педагогов не было.

"Как-то мне предложили взять Марину к себе в группу, и я согласилась. Я впервые работала с таким ребенком, но никогда не заостряла внимание на ее особенностях — это бы отразилось на атмосфере в коллективе. Она находится в системе, где ко всем относятся одинаково, и ей так психологически легче", — рассказывает хореограф Наталья Султанова.

Когда Марина пришла в "Домисольку", ей было около пяти лет, а ее одногруппникам — по четыре года. Никаких конфликтов из-за того, что в группе начала заниматься девочка с синдром Дауна не возникало.

"Я предупредила других родителей, но никакого особого разговора не было. Дети вообще отнеслись ко всему очень просто, без предрассудков. Появление Марины прошло свободно, потому что и я так этому отнеслась, и дети это так приняли", — вспоминает Наталья.

Через слезы к успеху

Когда началась серьезная работа, Марина и ее родители поняли, что поблажек и скидок из-за имеющихся особенностей им делать не будут.

"Всем детям нужно разное время, чтобы усвоить движения, — оно у каждого индивидуальное. Ко всем нужен разный подход, но при этом ко всем одинаковые требования. Марина в этом плане не представляет исключения: если все делают три подскока, то и она будет делать три подскока", — поясняет хореограф.

Учеба, танцы, рисование: будни солнечных детей. Интерактивный репортаж
Учеба, танцы, рисование: будни "солнечных детей". Интерактивный репортаж
Регулярная посещаемость, упорство, постоянная работа над собой — вот что требовалось от ребенка. "Поначалу было очень сложно. Марина сходила пару раз и поняла, что это не развлечение, а нужно делать то, что говорят педагоги. И она стала говорить, что не пойдет. Мы так год проходили: где-то без энтузиазма, где-то "за шоколадку", и даже хотели бросить, но потом вдруг переросли этот кризис", — вспоминает мама.

Перед Мариной стояла не просто задача саморазвития — ей нужно было удержаться в профессиональном коллективе. "Я слышала рассказы хореографов, как Марина в своем упорстве стояла у станка и плакала, но делала вместе со всеми эти балетные па", — улыбается Татьяна Нечаева.

Двусторонние отношения

"У Марины есть талант, и мы только помогли ему раскрыться. У нее хорошая гибкость, ей не надо объяснять, что на сцене надо улыбаться — она чувствует это сама и улыбается, когда слышит музыку. Конечно, есть проблемы: и с техникой танца, и с вокалом. Но главное — найти педагогические приемы для ребенка, чтобы он смог полноценно участвовать в постановке. Все сложные моменты можно обыграть, и тогда зрители вообще не обращают внимания на особенности Марины", — объясняет хореограф.

Марина не может разговаривать как другие дети, не может так же быстро запоминать движения, но она уже стала полноценной частью коллектива. Как рассказывают работающие с ней педагоги, девочка не привыкла быть просто рядом с людьми — она хочет быть вместе с ними.

"У нее сложились хорошие отношения: в коллективе есть дети, которые сами ее выбрали и тепло к ней относятся именно за ее человеческие качества. Дети всегда отражают здоровую или нездоровую ситуацию, которая существует на взрослом уровне", — поясняет Алла Киртоки.

Анализируя историю Марины, преподаватели выделяют несколько основополагающих составных компонентов, без которых она бы не добилась таких результатов — это желание самого ребенка учиться и готовность окружающих идти ему навстречу.

"Человеку с любыми возможностями, с любыми способностями, надо дать возможность найти свое место. Интеграция и инклюзия — это процесс двусторонний: общество должно быть открыто для человека с особенностями и он должен быть готов адаптироваться. Кроме того, надо начинать заботиться об этом с раннего возраста, потому что потом будет значительно труднее", — подытожила Нечаева.


Также на ria.ru


//ФОТО. ВИДЕО. ИНФОГРАФИКА

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Фото

Момент крушения самолета на авиашоу в Мадриде. Съемка очевидца. Видео

Календарь майских праздников. Инфографика

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала