Менее 1% москвичей считает, что незнакомым людям можно доверять. Это самый низкий показатель в России, и он гораздо ниже, чем для жителей большинства экономически развитых стран. Таковы данные исследования «Потенциал социально-культурного развития Москвы: культурный аудит и социальная картография», проведенного сотрудниками Московского института социально-культурных программ и Центра социологических исследований РАНХиГС, опубликованные на этой неделе. Чем может быть полезно знакомство с ближайшими соседями, и к чему приводит отсутствие понимания между ними? Что в конфликтной ситуации может сделать участковый полицейский? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости ответил участковый уполномоченный полиции ОМВД России по районам Силино и Старое Крюково Андрей Григорьев.
- Андрей Николаевич, часто ли к вам обращаются жильцы вашего участка за помощью? Какой помощи они у вас просят?
— К нам, в службу участковых, люди постоянно обращаются за помощью – по поводу краж, угонов, более мелких происшествий. Конечно, мы им помогаем, принимаем заявления и объяснения, и направляем их в дежурную часть для дальнейших разбирательств.
- А на соседей вам часто жалуются?
— Да, часто. Одна из наших основных обязанностей — заниматься профилактикой преступлений и правонарушений в жилом секторе. Занимаемся и жалобами на соседей, обычно они связаны с нарушением тишины в ночное время. По московским законам нарушать тишину запрещено с 23 часов ночи и до 8 утра. Но у людей бывают разные ситуации, случаются праздники, дни рождения, все отмечают их по-разному. Кто-то вписывается во временные рамки, а кто-то — нет…
- И разгневанные жильцы обращаются к вам?
Участковые работают до 23 часов. Поэтому, как правило, жильцы звонят с жалобами на шум в дежурную часть территориального отдела МВД или в службу «02». Оператор передает информацию наряду полиции, и он прибывает по указанному адресу. Правда, некоторые люди терпят шум ночью и обращаются к участковому только на следующий день. Но я прошу их все-таки не дожидаться утра, а зафиксировать факт нарушения сразу – вызвать наряд, чтобы он послушал, действительно ли был шум.
Часто нетрезвые компании не открывают дверь полиции и продолжают шуметь. Но наряд фиксирует факт нарушения, информация регистрируется, заполняется карточка вызова наряда. В этом случае участковому проще привлечь правонарушителя к административной ответственности. За шум в ночное время ему, как правило, грозит штраф до двух тысяч рублей.
- А жильцы могут сами справиться с этой ситуацией, не обращаясь в полицию?
— Да, конечно. Если это единичный случай, то мы обычно предлагаем соседям попробовать решить конфликт по-человечески. Но если не получается, тогда, конечно, нужно обращаться к нам.
Бывают и не совсем однозначные ситуации. Одна пожилая учительница часто обращается с жалобами на многодетную семью, которая живет этажом выше. Мать в этой семье признает свою ответственность, готова платить штрафы. Но что она может сделать, чтобы решить проблему? Дети есть дети, их же к стулу не привяжешь, чтобы они не бегали и не шумели… Всех можно понять. Жильцы не виноваты в том, что у нас дома строят с такой слышимостью.
- А бывает так, что жильцы обращаются с ложными жалобами? Как вы определяете, проблема действительная или вымышленная?
— Это очень легко проверить. Каждую квартиру окружают другие квартиры — сверху, снизу, сбоку. Получив жалобу на шумного соседа, мы сначала приходим к тому, кто с ней обратился, и расспрашиваем его, что случилось. Потом идем к соседу. Допустим, он говорит: «Я не шумел». Поднимаемся этажом выше, спрашиваем: «Уважаемые жильцы, вам сосед снизу мешает?» Они говорят: «Да, шумит». В таком случае мы составляем в их присутствии административный протокол.
- Готовы ли жильцы многоквартирных домов открыть дверь, откликнуться на просьбы помочь вам или друг другу?
— Это не везде так получается. Часто бывает, что нарушение действительно произошло, но соседи, чтобы к ним впредь не обращались, говорят, что им никто не мешает. Но если информация подтвердилась, нам все равно нам не составляет труда составить административный протокол.
- Как вы считаете, жильцам многоквартирных домов стоит знакомиться с соседями, обмениваться номерами телефонов?
— Это дело добровольное. Конечно, по-человечески, было бы хорошо, чтобы жильцы одной площадки знали друг друга. Бывают разные ситуации. Например, летом, когда все уезжают на дачу, можно попросить знакомого соседа: «Вася, присмотри за моей квартирой, пока меня не будет».
Бывают и другие ситуации, например, затопление квартиры. Надо, чтобы соседи знали, куда в этом случае им нужно звонить. Ключи, конечно, оставлять не надо, разве что вы знаете своего соседа много лет. Например, у нас в Зеленограде большинство домов новые, жильцы переезжают сюда из разных районов и пока живут в этих квартирах всего лишь год-два. Я не думаю, что кто-то решится оставить ключи соседу… Но тем не менее какое-то количество человеческого общения и участия идет соседям на пользу и помогает мирно решать любые проблемы, не прибегая к помощи полиции.