Одной из центральных проблем у россиян сегодня стала проблема доверия – как к знакомым и родственникам, так и к незнакомцам. Таковы результаты исследований «Потенциал социально-культурного развития Москвы: культурный аудит и социальная картография», проведенного сотрудниками Московского института социально-культурных программ и «Евробарометр в России» Центра социологических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС).
Исследователи пришли к выводу о том, что россияне готовы доверять друг другу меньше, чем в большинстве экономически развитых стран, за исключением Франции и Испании. Однако и внутри России уровень доверия неодинаков.
«Меньше всего друг другу доверяют жители крупных городов. Самый высокий показатель доверия – в небольших городах, численностью около 50-100 тысяч человек», — рассказал РИА Новости старший научный сотрудник Центра социологических исследований РАНХиГС Павел Степанцов.
Наиболее удручающая ситуация в этом смысле сложилась в столице. Менее 1% москвичей считают, что людям в целом (независимо от того, знакомы они или нет) можно верить. Более 85% жителей столицы с недоверием относятся к большинству своих знакомых, за исключением разве что близких друзей и родственников.
Ученые сделали вывод о том, что основой доверительных отношений в Москве выступают личные связи и знакомства, а также их сила. Чем лучше человек кого-то знает, тем в большей степени он ему верит. Незнакомцам не доверяют вообще.
Впрочем, к незнакомцам москвичи часто относят не только случайных прохожих, но и ближайших соседей по дому. Как показало исследование, половина жителей столицы не знакомы с соседями по этажу. Менее 20% знают кого-то из соседей по дому или по двору хотя бы по имени. При этом именно личные, а лучше – тесные личные отношения – являются основой взаимного доверия москвичей друг к другу.
Уровень межличностного доверия – очень важный показатель, он характеризует наличие у людей так называемого социального капитала, рассказал РИА Новости директор Центра социологических исследований РАНХиГС Виктор Вахштайн.
«Социальный капитал показывает, сколько контактов у вас в записной книжке, скольким людям вы звоните, минимум, раз в неделю, скольких людей вы можете попросить присмотреть за вашей собакой, если вы уезжаете, или одолжить вам небольшую сумму. В конце концов, это то, сколько человек придет на ваши похороны», — пояснил он.
Ученые делят все связи между людьми на сильные и слабые. Сильные связи – это близкие друзья. Слабые — просто знакомые, которых при необходимости можно попросить лишь о незначительном одолжении. В регионах, особенно таких, как Дагестан, значимы именно сильные связи, самые интенсивные, близкие, родственные и клановые отношения, пояснил эксперт.
«Москва в этом смысле ближе к европейской модели, где слабые связи значат больше, чем сильные. Нельзя сказать, у москвичей нет друзей. Но в столице разнообразие и количество ваших контактов придают вам силу и значимость, куда больше, чем их сила и «качество»», — отметил Виктор Вахштайн.
«Мой район – самый опасный»
Исследователи выделяют и другой тип доверия – доверие «обобщенному другому», то есть незнакомому человеку, с которым вы можете столкнуться на улице, возвращаясь домой поздно ночью. Такое «обобщенное доверие» неразрывно связано с чувством собственной безопасности на определенной территории. С этим показателем у москвичей дело также обстоит не лучшим образом, он гораздо ниже, чем в других регионах России.
Из-за ощущения небезопасности среды жители столицы не любят проводить досуг в своем дворе или районе. Более половины предпочтут провести свободное время дома, поехать в центр (23%), или за город (7%). Лишь пятая часть участников опроса высказали желание остаться на это время в пределах своего района.
Есть и более прямые указания на недоверие москвичей к своей территории. Так, большинство (63%) из них считают, что в их районе находиться потенциально опасно. В то же время 82% респондентов уверены, что центр города безопасен.
«Обобщенное доверие очень странно распределено по территории Москвы, — пояснил Виктор Вахштайн. — Оно сконцентрировано внутри центра города, то есть родители куда более спокойны за ребенка, когда он гуляет в центре, чем в собственном дворе. Уровень доверия падает от центра Москвы ко МКАД, и, как показало другое наше исследование, не сразу после МКАД восстанавливается. Еще километров 50-70 за Москвой у людей есть ощущение небезопасности, того, что может что-то случиться».
Причина в том, что москвичи готовы доверять только тем, кого знают, однако они совсем не знают тех, кто живет рядом. Косвенно это подтверждается и тем фактом, что только половина жителей Москвы готовы отпустить своего ребенка одного гулять во двор и лишь пятая часть населения города спокойно отправила бы его гулять по своему району. Одновременно с этим высокая доля москвичей (43%) не беспокоились, если бы их ребенок гулял бы в центре Москвы.
«Центр воспринимается как зона безопасности, но в первую очередь не потому, что люди там друг друга знают, а потому, что он лучше охраняется. То есть это обобщенное доверие не основывается ни на каких личных связях. В маленьких же городах чувство безопасности вызвано именно числом и плотностью межличностных связей: люди лучше друг друга знают и могут положиться на друзей и знакомых», — рассказал Павел Степанцов.
Интересно, что на уровень доверия к своей территории, по мнению исследователей, влияет и оседлость жителей города.
«Парадоксально, но лучше всего в Москве себя чувствуют люди, которые здесь не родились, а живут более пяти лет. У коренных москвичей средние по Москве показатели удовлетворенности жизнью и доверия, как и у тех, кто только что сюда приехал. А те, кто живет в столице дольше пяти лет – самые активные пользователи городской среды и, как ни странно, самые счастливые жители города», — отметил Павел Степанцов.
Доверять близким – значит, быть счастливым
Вообще вопрос доверия близко связан с чувством счастья. Поэтому вполне естественно, что исследователи задавали своим респондентам, в том числе, вопросы о счастье. Некоторые ответы показались им парадоксальными.
«Например, оказалось, что счастье прямо коррелирует с желанием уехать. Чем более человек счастлив, тем он больше хочет уехать из страны или отправить за границу детей, как ни странно. То есть более счастливые люди склонны скорее связывать свое будущее не с Россией. И это устойчивая корреляция в большинстве регионов», — отметил Виктор Вахштайн.
В целом, исследователи обратили внимание на то, что уровень счастья зависит от количества активных социальных контактов, иными словами, от числа близких друзей и родных у человека.
«Сильные связи влияют на уровень счастья, доверия и чувства безопасности. При этом у москвичей уровень счастья не самый низкий в стране, он выше, чем во многих других регионах», — резюмировал Павел Степанцов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции