Анна Курская, РИА Новости
Родители детей с аутизмом знают, насколько непросто даже в большом городе найти квалифицированную помощь врачей и педагогов. Навигатор программ развития для людей с аутизмом, подготовленный РИА Новости, предоставит необходимую информацию всем семьям, столкнувшимся на практике с этим недугом.
Сегодня в России нет единой системы реабилитационных центров для людей с аутизмом, и даже информацию о том, где и по каким программам эти центры работают, получить не так-то просто. «Навигатор программ развития для людей с аутизмом», подготовленный РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», поможет родителям и детям найти ближайший к дому центр, где им помогут врачи и коррекционные педагоги.
При подготовке проекта его авторы воспользовались сведениями, которые им предоставили о себе 23 центра по оказанию помощи людям с аутизмом из разных регионов России, рассказала редактор-продюсер по направлению «Здоровье» Центра социальных рейтингов РИА Новости Людмила Кочеткова.
«Нас интересовала общая информация об организациях, условия проведения коррекционных/реабилитационных мероприятий, комплексных и авторских программ — их стоимость, направленность и уровень образования специалистов. В итоговый навигатор вошла информация о 72 коррекционных/реабилитационных мероприятиях, 53 комплексные программах и трех авторских», — пояснила она.
Дети должны учиться среди сверстников
Аутизм – неврологическое расстройство, возникающее из-за нарушения развития головного мозга и характеризующееся дефицитом социального взаимодействия и общения. Расстройства аутистического спектра формируется у детей с рождения, но его первые проявления, по словам врачей и коррекционных педагогов, можно наблюдать уже в полтора-два года. Хотя не существует методов 100%-ного исцеления аутизма, специалисты советуют начинать реабилитацию с самого раннего возраста, чтобы помочь детям развиваться и адаптироваться к окружающему миру.
К сожалению, с реабилитацией и обучением детей, имеющих расстройства аутистического спектра, в России есть большие проблемы. Так, например, для них нет специальных детских садов и школ. Дошкольники с сильными нарушениями часто посещают садики для детей с умственной отсталостью просто ради того, чтобы находиться в маленьких группах под присмотром дефектологов.
«Со школьным обучением просто катастрофа. Для ребенка школа – это огромная часть его жизни. А школ, в которых ребенок с аутистическим расстройством мог бы учиться, чудовищно мало, просто какие-то слезы. К счастью, хоть что-то есть и понемногу появляется», — рассказал РИА Новости председатель правления, член Экспертного совета Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» Роман Дименштейн.
Чаще всего, в отсутствии специального сопровождения, детей с аутизмом переводят на индивидуальное обучение. Это удобно для педагогов, но не очень хорошо для детей, потому что им нужно получать социальный опыт, «набивать шишки» в социальном взаимодействии, полагает старший научный сотрудник Института коррекционной педагогики Игорь Костин. Впрочем, создавать отдельную систему школ для детей с аутизмом, по его мнению, не нужно и не оправданно.
«Наш институт разрабатывает специальный федеральный образовательный стандарт, — рассказал РИА Новости эксперт. – Но, по-моему, таких детей, в зависимости от их состояния, надо интегрировать в разные образовательные учреждения. Например, в специальные классы для детей с ослабленным здоровьем, или в классы для детей с умственной отсталостью, потому что у многих из них снижен интеллект, или для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата».
В то же время эксперты сходятся во мнении, что оставлять детей с аутизмом без специальной психолого-педагогической помощи нельзя. И здесь ситуация также далеко не блестящая.
Родителям и детям нужен выбор
Сегодня в стране нет единой системы специальной помощи для детей с расстройствами аутистического спектра наподобие той, которая есть, например, для детей с умственной отсталостью, слабовидящих или слабослышащих. В сфере психолого-педагогической помощи детей с аутизмом есть лишь отдельные успешно работающие организации, но системная помощь детям с этим недугом от государства не предоставляется, отметил Роман Дименштейн.
«Ситуация очень печальная. Большинство родителей мыкаются, подолгу не могут получить диагноз своего ребенка, а после его постановки чаще всего не могут найти соответствующие занятия. Они сами пытаются помочь своим детям. Кому-то удается найти садик или школу, куда им разрешат водить ребенка, кому-то — хоть сколько-то адекватные занятия, но на ограниченный возрастной период», — рассказал эксперт.
Государственной системной поддержки детей с аутизмом сегодня нет не только в небольших населенных пунктах, но и в крупных российских городах. В Москве работают всего несколько организаций, которые занимаются этой работой. Но их недостаточно для всех нуждающихся в помощи.
Как отметил Роман Дименштейн, в России нужна такая система, которая позволила бы каждому ребенку с аутизмом получать адекватную помощь и образование, а родителям — делать полноценный выбор между разными специалистами, подходами, стилями помощи детям.
«Сегодня родителям приходится самим быть весьма «продвинутыми», чтобы разобраться в различных подходах. Но когда взрослый приходит в специальный центр и спрашивает: «Почему вы выбрали именно этот подход для работы с моим ребенком?», он должен услышать в ответ не «так сложилось», а внятное объяснение, почему ребенку больше подходит именно предложенный вариант. К сожалению, обычно такого не происходит», — пояснил он.
И даже после того, как дети с аутическими расстройствами вырастут, они продолжают нуждаться в наблюдении и сопровождении. Для этого нужны специальные психолого-медико-социальные центры. К сожалению, на практике дальнейшая судьба вчерашних детей полностью зависит от их родственников, и такая ответственность становится для многих непосильной ношей.
Будут рабочие места – будут и специалисты
Сегодня в Москве сложилась сравнительно благополучная ситуация с врачами и коррекционными педагогами, готовыми к работе с людьми с аутизмом. Но в регионах проблема отсутствия профессионалов стоит остро, отмечают эксперты.
«К нам в Институт коррекционной педагогики приезжают родители из некоторых городов и рассказывают, что там вообще ничего не знают про способы реабилитации детей с аутизмом, никто не умеет с ними работать. К сожалению, это особенно типично для небольших населенных пунктов», — рассказал Игорь Костин.
При всем этом ситуацию нельзя назвать безнадежной. Постепенно в России растет число специальных реабилитационных центров для людей с аутистическими расстройствами. Встает вопрос о грамотных профессиональных кадрах, которые были бы подготовлены для работы в таких центрах.
Специалистов в этой области сегодня чрезвычайно мало, но потенциально – никакой проблемы с их подготовкой нет вообще, полагает Роман Дименштейн.
«Есть много людей, которые могут повысить свою квалификацию, и уж совсем не сложно обучить студентов. Но нет смысла готовить специалистов, пока им негде работать», — отметил он.
Но для того, чтобы для помощи людям с аутизмом появлялись новые центры и подготовленные специалисты, нужны соответствующие решения и действия со стороны государства, резюмировал эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции