Рейтинг@Mail.ru
Марина Пинская: «Внутриклассное оценивание в школах войдет в традицию» - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Марина Пинская: «Внутриклассное оценивание в школах войдет в традицию»

Педагогические методы и технологии во всем мире постоянно развиваются, и некоторые из них учителя российских школ могли бы с успехом перенять у своих западных коллег. К их числу относится метод внутриклассного оценивания.

Педагогические методы и технологии во всем мире постоянно развиваются, и некоторые из них учителя российских школ могли бы с успехом перенять у своих западных коллег. К их числу относится метод внутриклассного оценивания. Что это такое? Какие преимущества несет в себе этот метод? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответила ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Марина Пинская, в рамках семинара Российского тренингового центра ИУО РАО "Актулаьные вопрсоы организации внутришкольной системы оценки качества образования", который проходит 28 — 29 марта 2013 г. в Москве.

- Марина Александровна, расскажите, пожалуйста, что такое внутриклассное оценивание ученика, и чем оно отличается от традиционного способа оценивания учителем своих учеников? 

— Внутриклассное оценивание – это и есть оценивание учителем своих учеников, плюс оценивание учениками самих себя и своих товарищей. В том числе оценивание группой учеников работу своей или другой группы в целом и каждого ее участника в отдельности. Традиционная работа учителя в классе сегодня уже включает в себя эти элементы внутриклассного оценивания, они также присутствуют в новых образовательных стандартах.

- Как ученик может оценить себя сам?

— Нормальный человек всегда оценивает, что он может, а чего не может, насколько близко он находится от своей цели, и чего ему не хватает, чтобы достигнуть нужного результата. Старшеклассник – почти взрослый человек, и странно было бы предположить, что он сам не в состоянии оценить свои достижения в предмете, насколько он хорошо разговаривает, умеет ли выступать, формулировать вопросы и отвечать на них, и так далее. Тот, кто этого не может – не готов к дальнейшему образованию.

Но для развития навыков оценивания себя школьника нужно учить, давать ему образцы, вводить критерии оценки. Для оценки знаний по математике будут одни критерии, по литературе – другие, по умению вести дискуссию — третьи.

- Можно ли сделать вывод, что этот метод подходит только для старшеклассников? Или он доступен ученикам любого возраста?

— Оценивать себя нормально для человека в любом возрасте, даже для маленьких детей. Просто нужно дать ребенку основания и критерии для оценивания, договориться с ним об одинаковой шкале оценки, чтобы мы понимали, что обращаем внимание на одно и то же.

- Может ли внутриклассное оценивание дать учителю и ученику что-то такое, чего им не дает традиционный для российских школ способ взаимодействия?

— Прежде всего, оно формирует иные позиции ученика и учителя. Допустим, что я, учитель, говорю ученику: «Садись, три». — «Почему три?» —  «Тему не раскрыл, допустил три ошибки…». Получается, что Петя – объект оценки, а я — человек, обладающий правом его оценивать.

Но если у нас есть заявленные критерии оценки, например, «привести пример», «выстроить последовательное рассуждение», и так далее, тогда я говорю ученику иначе: «Давай, посмотрим, что из этого выполнено? Вот это – да, а это – нет. В следующий раз надо будет обратить внимание на этот момент». У нас с учеником формируются другие отношения.

- Для каждого предмета существует своя система критериев, или есть универсальные способы оценки?

— Это интересный вопрос. В Москве сейчас несколько школ присоединяются к системе международного балакавриата. Это означает, что им придется перейти к критериальному оцениванию, принятому в этой системе. Там есть предметные области, для которых введена очень четкая рамка критериев. И есть указатели, по которым можно ориентироваться, достигнут или нет данный критерий, и на каком уровне находится ученик. Такие рамки существуют и для естественных наук и для гуманитарных.

Школа, которая захочет ввести подобную процедуру оценивания у себя, может разработать и внедрить соответствующие критерии самостоятельно. Главное только, чтобы учителя, которые, например, преподают литературу в пятом и в десятом классе, договорились между собой о критериях.

- Влияет ли введение системы такого внутриклассного оценивания на учебные результаты школьников?

— В России подобные исследования еще не проводились. А зарубежная практика показала, что достижения детей, измеряемые по тестам, существенно улучшаются.  Причем больше всего выигрывают дети, которые учатся плохо.

- Возникают ли у российских учителей проблемы при внедрении подобных способов оценивания? 

— Учителей этому пока не учат, в педагогических вузах практически нет таких курсов. Есть люди, которые хотят научиться, и есть люди, которые могут научить. Пока информация транслируется «из рук в руки», от педагога к педагогу. Но до сих пор нет специальных руководств, материалов с конкретными оценочными методиками.

Правда, сегодня, благодаря введению новых образовательных стандартов, в которых есть ссылки на уровни достижений, появляются подробные предметные контрольно-измерительные материалы, которые позволяют четко определить уровень достижений ученика и дать ему обратную связь. Их разрабатывает команда Галины Сергеевны Ковалевой и Ольги Борисовны  Логиновой. Их разработки очень помогут учителям. Но они касаются именно предметных достижений и, к сожалению, не исчерпывают ситуацию. Тем не менее, я думаю, новые формы  внутриклассного оценивания постепенно войдут в традицию в российской системе образования.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала