Рейтинг@Mail.ru
История скорой помощи в России - Социальный навигатор РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

История скорой помощи в России

© РИА НовостиРабота скорой помощи
Работа скорой помощи
В начале XIX века в Российской империи в оказании скорой медицинской помощи (СМП) больным большую роль играли пожарные и полицейские. Пострадавших от несчастных случаев доставляли в приемные покои при полицейских домах.

В начале XIX века в Российской империи в оказании скорой медицинской помощи (СМП) больным большую роль играли пожарные и полицейские. Пострадавших от несчастных случаев доставляли в приемные покои при полицейских домах. Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия отсутствовал.

В 1844 году известный врач-гуманист Федор Гааз открыл в Москве "специализированную полицейскую больницу для бесприютных", которая впоследствии получила название "Гаазовской". Однако учреждение не имело своего транспорта и выездного персонала, и могла оказывать помощь только тем, кто сам мог дойти до больницы или был доставлен случайным попутным транспортом.

В 1897 году в Варшаве была открыта первая Станция скорой медицинской помощи. Затем примеру Варшавы последовали города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига, Харьков.

28 апреля 1898 года в Москве при Сущевском и Сретенском полицейских участках были открыты две Станции скорой помощи. На каждой станции было по одной карете, оснащенной медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Выезжали на них врач, фельдшер и санитар.

Уже за первые два месяца работы станций было выполнено 82 вызова.

7 марта 1899 года в Санкт Петербурге, по инициативе выдающегося хирурга Николая Вельяминова, были открыты пять Станций скорой помощи.

В 1908 году в Москве хирург Петр Дьяконов предложил создать Добровольное общество скорой помощи, которое приобрело автомобиль и открыло станцию на Долгоруковской улице.

В 1912 году доктором Московского почтамта Владимиром Поморцовым была разработана конструкция городской кареты скорой медицинской помощи, которая легла в основу создания первого отечественного санитарного транспорта.

В 1919 году решением Коллегии врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов в Москве была учреждена городская Станция скорой помощи (ныне — Станция скорой и неотложной помощи имени Пучкова) при Шереметевской больнице (ныне — Московский городской научно исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского). Приоритетом ее работы было признано оказание помощи при несчастных случаях на фабриках и заводах. Штат станции составил 15 человек и включал таких специалистов как хирурги, терапевты и хирурги гинекологи. На должность заведующего станцией был приглашен Владимир Поморцов. 15 октября 1919 года врачом Леонидом Овосаповым был принят первый вызов.

В этом же году в Петрограде (ныне — Санкт Петербург), на базе бывшего доходного дома и частной лечебницы доктора медицины Б.М. Кальмейера был открыт Центральный госпиталь скорой помощи (ныне — Научно исследовательский институт скорой помощи имени И.И. Джанелидзе).

В 1921 году в Москве был создан новый тип лечебно эвакуационной службы для борьбы с эпидемией брюшного тифа. Первоначально это был отдел перевозки больных при Мосгорздравотделе, затем был организован Центральный городской пункт перевозки больных (Центропункт), высылавший легковой транспорт к особо тяжелым больным.

В 1923 году произошло слияние городской Станции скорой помощи и Центропункта, руководителем образовавшейся в результате Московской станции скорой медицинской помощи стал доктор медицинских наук Александр Пучков.

В 1923 году с создания службы Скорой медицинской помощи при Верх Исетском металлургическом заводе в пригороде Екатеринбурга началась история создания службы на Урале.

В 1926 году при Московской станции скорой помощи впервые был организован дежурный пункт неотложной помощи для обслуживания внезапно заболевших на дому. В этих случаях к больным выезжали врачи на мотоциклах с колясками, позднее на машинах.

В 1927 году в структуре СМП был создан еще один вид неотложной помощи — психиатрический. Со станции высылалась машина с врачом психиатром к больным, находящимся в состоянии возбуждения, являющимся социально опасными для окружающих.

В 1956 году профессор Борис Кулешевский на XIV съезде терапевтов выдвинул идею создания специализированных бригад СМП, ставшую важным этапом в развитии отечественной системы скорой и неотложной помощи.

В 1957 году в Ленинграде на базе завода медицинской техники "Красногвардеец" была сконструирована специализированная машина-автобус — так называемая "Штурмовая машина", оснащенная всем необходимым для проведения реанимационных действий на месте происшествия или по пути в больницу.

В конце 1958 года в Ленинграде, в 1960 году в Свердловске (ныне — Екатеринбург), затем в Москве и Киеве были созданы специализированные кардиореанимационные бригады СМП для выезда к больным с инфарктом миокарда.

В 1960-х годах в Ленинграде и Москве, а позднее и в других крупных городах СССР появились педиатрические бригады, специализирующиеся на оказании неотложной помощи детям.

В 1962 году на базе Свердловской службы скорой помощи была создана первая неврологическая (инсультная) бригада СМП.

В 1967 году возникла специализированная гематологическая бригада для оказания помощи больным с острыми кровотечениями, вызванными нарушениями в свертывающей системе крови.

В 1969 году появились токсико-терминальные бригады скорой помощи, специализирующиеся на оказании помощи больным с острыми отравлениями.

С 1986 года начала принимать вызовы специализированная наркологическая бригада.

С 1 января 2005 года вступил в силу приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 ноября 2004 года "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи", который определил базовые положения при оказании СМП. Помощь должна производиться круглосуточно и безвозмездно.

Подстанции скорой медицинской помощи должны были организовываться с расчетом 20  минутной транспортной доступности.

В 2005 году был проведен первый Всероссийский съезд врачей скорой медицинской помощи.

По состоянию на 2006 год СМП в России оказывали 3223 станции, в составе которых насчитывалось более 13 тысяч общепрофильных врачебных бригад, 5,7 тысяч специализированных бригад.

В 2006 году развитие и совершенствование СМП было включено в перечень основных направлений приоритетной национальной программы "Здоровье".

За период с 2006 по 2008 год в рамках реализации мероприятий программы удалось обновить каждую третью работающую на линии автомашину скорой помощи.

В 2008 году министерством здравоохранения РФ был дополнительно принят проект "Дорожная травма", направленный на развитие скорой медицинской помощи при ДТП, целью которого стало снижение к 2013 году смертности на дорогах в два раза.

Санитарные автомобили, поставляемые по проекту субъектам РФ, были разработаны на базе FIAT DUCATO. Такой автомобиль дает возможность врачу встать в полный рост для оказания помощи пациенту. Специально для транспортировки пострадавших со множественными переломами в комплект оборудования карет скорой помощи вошло универсальное фиксирующее устройство для конечностей и позвоночника.

В 2008-2010 годах 49 субъектов РФ приняло участие в реализации мероприятий федеральной программы "Дорожная травма". Для оказания медицинской помощи специализированными бригадами СМП было закуплено 511 реанимобилей; создана система этапности оказания медицинской помощи в зависимости от степени тяжести полученных травм пострадавшими в результате ДТП.

В июне июле 2012 года Минздравом России совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования были заключены дополнительные соглашения о финансировании мероприятий по оснащению санитарного транспорта, станций и центров СМП аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала