Анна Курская, РИА Новости
На рынке стоматологических услуг в Москве сегодня работает множество клиник, как государственных, так и коммерческих. Сориентироваться в них пациентам поможет рейтинг «Топ лучших стоматологических клиник Москвы за 2012 год», подготовленный РИА Новости на основании собственного независимого исследования.
Медиахолдинг РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» подготовил рейтинг «Топ лучших стоматологических клиник Москвы за 2012 год». В основу рейтинга легли результаты исследования по оценке качества услуг в 1396 коммерческих и государственных стоматологических клиниках г. Москвы, проведенного РИА Новости в сентябре-декабре 2012 года.
«Мы выпускаем этот рейтинг второй год подряд. Методика в этом году была модернизирована с учетом мнения профессионального сообщества. Изменился способ оценки квалификации специалистов: в этот раз мы учитывали долю врачей с той или иной квалификационной категорией. Опрос посетителей клиник мы проводили сами»,- рассказала редактор-продюсер по направлению «Здоровье» Центра социальных рейтингов РИА Новости Людмила Кочеткова.
По ее словам, в методику вошли 22 критерия оценки, которые имеют значение для пациентов при выборе стоматологической клиники и врача. Эти критерии делятся на три группы: квалификация специалистов (оценивалась по данным с сайтов клиник), качество предоставляемых услуг и удовлетворенность посетителей клиник (оценивались на основе социологического опроса посетителей).
В итоговый рейтинг вошли одна государственная и 22 коммерческие наиболее информационно открытые и крупные стоматологические клиники и сети Москвы. Лидером рейтинга стала Система клиник «Меди» (71 балл), далее следуют Сеть стоматологических клиник «ДентаВита» (66 баллов) и Стоматологические клиники «Алена» (65 баллов). Замыкают таблицу Стоматологическая клиника «Аскон Дент» и Стоматологическая поликлиника № 5 Департамента здравоохранения Москвы (по 49 баллов).
«Большинство посетителей, принявших участие в опросе, говорили о том, что удовлетворены медицинскими услугами, но недовольны высокими расценками в клинике. По мнению многих, самое важное – попасть к компетентному врачу, вне зависимости от его квалификационной категории, при этом качество самой клиники отходит на второй план, — отметила социолог Центра социальных рейтингов РИА Новости Ксения Стебаева.
Клиника начинается с сервиса
Рынок стоматологических услуг в Москве сегодня полностью насыщен, утверждают эксперты. В любом районе можно найти клинику практически на любой кошелек, хотя в большинстве случаев стоматология остается для пациента недешевой.
При всем богатстве предложения, ориентироваться лучше на самостоятельную стоматологическую клинику, а не на специализированное отделение в многопрофильной поликлинике, полагает начальник отдела по работе с лечебно-профилактическими учреждениями страховой компании «Альянс» Наталья Курносова.
Среди этих клиник очень высокая конкуренция, что дополнительно стимулирует их поддерживать высокий уровень медицинского обслуживания, рассказала она РИА Новости. Кроме того, в них все внимание направлено на профильный вид медицинской помощи: там собираются лучшие врачи и администраторы, закупается лучшее оборудование, материалы, композиты.
«Клиенты нашей страховой компании часто выбирают частные стоматологические клиники из-за высокого качества лечения. Кроме того, каждый пациент хочет внимания, а в частных клиниках персонал готов это внимание ему оказать. Пациента встретили, раздели, предложили чай или кофе, потом врач лично пригласил его в кабинет… Все это очень важно. В многопрофильной клинике такой уровень сервиса трудно организовать», — подчеркнула Наталья Курносова.
Качество услуг на первом месте
Конечно, оценить стоматологическую клинику по уровню сервиса нетрудно. Но все-таки пациент приходит туда не ради этого, а ради медицинских услуг. Легко ли судить об их качестве, не будучи специалистом? В первом приближении – да. Если человек обратился к врачу с зубной болью, а после лечения зуб не болит, и пломба не выпала через месяц – то лечение, как правило, проведено качественно, утверждают эксперты.
Для первого впечатления о качестве услуг пациент может обратить внимание, пользуется ли врач стерильными инструментами, работает ли в четыре руки с ассистентом, как они разговаривают между собой. Если пациенту разъясняют каждый шаг, показывают рентгеновские снимки, рассказывают о плане лечения и о его продолжительности – как правило, это говорит о том, что в клинике серьезно подходят к работе.
«Бывает, что человека посадили в кресло, и врач, ничего не объясняя и не задавая вопросов, начинает сверлить, при этом не предупреждает: «Сейчас будет больнее, потерпите». В этом случае видно, что к лечению подходят очень формально, и оценить, что делает врач, трудно», — пояснила начальник отдела страховой компании «Альянс».
В такой ситуации у больных, которые не представляют, как и почему их лечат, возникает к врачам масса вопросов и претензий. Справедливость их опасений часто подтверждается при проведении медицинской экспертизы, рассказала РИА Новости Адвокат Московской Коллегии адвокатов, советник Российской Академии естественных наук по отделению проблем права Анна Орешкова.
«Встречается и другой огромный минус в работе врачей. Многие из них неграмотно и недостаточно подробно ведут обязательную медицинскую документацию. В ней не отражаются многие жалобы пациентов, проведенные исследования. В результате картина того, что произошло на самом деле, не совпадает с тем, что описано в медицинской карте», — отметила она.
Не стоит забывать и о том, что в стоматологии встречается та же беда, что и в других областях медицины, — навязывание платных дополнительных услуг. Эксперты рекомендуют сомневающимся пациентам получить так называемое «второе мнение» — обратиться за консультацией к другому врачу, в том числе и из районной стоматологической поликлиники. Такие вопросы лучше решать до начала лечения, чтобы потом не раскаиваться в неоправданных тратах.
Дайте жалобную книгу
Если, вопреки ожиданиям, лечение оказалось некачественным, пациенту стоит побороться за свои права и потребовать проведения восстановительного лечения или выплаты денежной компенсации. Для начала эксперты советуют обратиться с претензией непосредственно к тому врачу, который проводил лечение. Возможно, он сможет исправить ситуацию.
«Если проблема не решается на этом уровне, я всегда рекомендую клиентам все свои претензии в письменном виде передать в клинику, и только потом, если это не поможет, идти в суд. Пациенты, пострадавшие от некачественного лечения, также могут обратиться в общество защиты пациентов или к медицинским адвокатам, где им помогут разобраться в ситуации, определить, правильно им оказана медицинская помощь или нет», — пояснила Анна Орешкова.
Кроме того, если пациент лечится по полису ДМС, ему нужно обратиться в свою страховую компанию. Сотрудники компании рассмотрят его претензию и примут необходимые меры.
В целом, у пациента московских стоматологических клиник сегодня есть все возможности для того, чтобы не чувствовать себя бесправным, менять ситуацию к лучшему и заботиться о своем здоровье.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции