Рейтинг@Mail.ru
Ленская: у каждого учителя должен быть шанс сделать карьеру - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Ленская: у каждого учителя должен быть шанс сделать карьеру

© Фото : НИУ ВШЭРуководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических и наук Елена Ленская
Руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических и наук Елена Ленская
В российской средней школе сегодня как никогда остро стоит проблема старения учителей, удержания молодых кадров в школе. Какие стимулы могли бы привлечь педагогов в школу? Как меняются требования к учителям и нужно ли менять стандарты профессиональной подготовки в этой сфере?

В российской средней школе сегодня как никогда остро стоит проблема старения учителей, удержания молодых кадров в школе.  Какие стимулы могли бы привлечь педагогов в школу? Как меняются требования к учителям и нужно ли менять стандарты профессиональной подготовки в этой сфере? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости в преддверии десятой ежегодной конференции «Тенденции развития образования» в Москве ответила руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.

- Елена Анатольевна, в «Стратегии 2020» говорилось о том, что доля учителей пенсионного возраста в 2010 году составляляла 18%, доля педагогов младше 30 лет — всего 13%. Скажите, пожалуйста, как сегодня обстоит дело с проблемой старения кадров в системе образования?

— Сегодня это по-прежнему большая проблема. На днях я присутствовала на экспертном обсуждении результатов международных исследований PIRLS и TIMSS, где в очередной раз было сказано, что доля учителей со стажем работы более 20 лет (то есть предпенсионного и пенсионного возраста) в России около 70%, в то время как в большинстве стран — около 50%.

Беда в том, что если даже молодые учителя приходят в школу, то надолго в ней не остаются. Либо у них очень низкие зарплаты, либо они обеспокоены тем, что их статус в обществе очень низок. И поэтому они после окончания вуза, иногда даже не успев поработать в школе, ищут другие варианты трудоустройства. Чтобы решить эту проблему, надо, конечно, проводить политику удержания и закрепления молодых учителей в системе образования.

Об этом пойдет речь и на конференции. Туда, например, приедут представители Ассоциации молодых педагогов Красноярска, которая многое уже сделала для того, чтобы удержать молодых педагогов в школе. Мы хотели бы, чтобы они поделились-стратегиями, которые позволяют влиять на ситуацию и закреплять педагогов в школе.

Даже в тех регионах, где низкие зарплаты, можно найти другие рычаги, которые удерживали бы людей в системе образования. Например, возможность профессионального роста и карьеры. Сегодня карьера педагога — это большая проблема. Ему надо либо уходить в администрацию, либо у него не будет карьеры, и он будет оставаться на той же должности и не сможет расти как педагог.

- Как можно было бы обеспечить преподавателю карьерный рост?

— Здесь можно обратить внимание на опыт других стран. Например, в Сингапуре уже давно существует система, при которой учитель может повышать свою квалификацию как педагог-профессионал. Сначала он становится ментором, наставником для учителей в своей школе, помогает начинающим педагогам. На следующей ступени карьеры он может приглашать к себе учителей из других школ и показывать им, за счет каких приемов и методик он добивается успеха. Каждая ступень – это повышение зарплаты.

Сейчас похожую схему продумывает Казахстан. Насколько я знаю, уже в этом году там начинается массовое повышение квалификации педагогов. Она направлена на восполнение умений,которых недостает большинству педагогов.

Например, учителя плохо ведут уроки в интерактивном режиме, слишком часто они вещают, а дети слушают. Педагоги не очень хорошо владеют навыками критического мышления, другими словами, они часто ведут себя так, будто несут истину в конечной инстанции и не всегда допускают другие точки зрения и возражения со стороны учащихся. Всего в Казахстане выделили семь областей, требующих специального внимания и разработали программу работы в этих областях.

Учителя, которые успешно пройдут систему повышения квалификации, поднимутся на следующую ступеньку карьеры и получат ощутимую прибавку к жалованию. В Казахстане всего таких ступеней будет три. Когда учитель пройдет все три ступени, он получит стопроцентную надбавку к жалованию. Что, согласитесь,  ощутимо даже при небольших зарплатах.

Подобные реформы происходят во многих странах. Хотелось бы, чтобы мы тоже подумали о том, как у нас устроена учительская карьера и нельзя ли предпринять какие-то более активные шаги в этом направлении.

- Вы сказали о повышении квалификации как о средстве продвижения учителя по карьерной лестнице. Но ведь переход школ на новые образовательные стандарты также предъявляет к учителям новые, более высокие требования. Как учителя справляются с ними сегодня? Нужно ли разрабатывать и внедрять новые стандарты подготовки педагогов?

— Я думаю, что учителей обязательно нужно готовить, хотя бы потому, что во многом действующие стандарты описаны не очень конкретно. Там есть, в частности, слова про то, что учителя должны владеть приемами критического мышления. Что это означает на практике – не очень понятно. Как это может быть оценено – тем более непонятно. Конечно, в услових работы по новым образовательным стандартам педагогам нужна помощь.

Я только что вернулась из Карелии, где встречалась с учителями. Они мне рассказали, что в свое время разработчики стандарта обещали  им  он-лайн помощь, и их адресовали к определенному сайту, где они должны найти некоторые рекомендации и советы. Но единственное, что они там нашли, — рекламу учебников.

Этой помощью должна заняться система повышения квалификации. Многие ее структуры уже действуют в режиме «скорой помощи». Но вопрос в том, достаточно ли этих мер, не нужно ли более широко посмотреть на компетенцию учителя, подумать, в чем мы отстаем от большинства стран, чего не умеем, и сделать на это упор. Это потребует более радикальной реформы системы повышения квалификации.

- В последнее время учителя были переведены на новую систему оплаты труда. Привлекла ли эта мера педагогов в школу, повысила ли их заинтересованность в результатах своего труда, или наоборот?

— Мне кажется, сегодня говорить об этом еще рано. Система должна как-то устояться. Переход на новую систему оплаты труда в некоторых школах начали с того, что ввели достаточно примитивные правила установления стимулирующих надбавок к жалованию. И они породили конфликты в коллективе, а не удовлетворенность и радость от того, что появились новые возможности.

Скажем, в некоторых школах учителей стали поощрять за участие в мероприятиях. Но степень участия бывает очень разной, и те учителя, которые бегали с одного мероприятия на другое, вдруг оказались в выгодной позиции по отношению к тем, кто участвовал лишь в одном мероприятии, но добился выдающихся результатов, например, его ученики выиграли конкурс или олимпиаду.

Сейчас такие школы начинают пересматривать правила установления стимулирующих надбавок. Со временем, вполне возможно, эта система начнет приносить свои плоды, просто надо дать школам время в ней как следует разобраться.

- Сегодня в столице происходят массовые слияния школ. Как, по вашему мнению, этот процесс отражается на учителях?

—  В других странах прежде, чем сливать или ликвидировать школу, ей всегда дают некоторое время. Педагоги должны разобраться, что не так в работе школы. Они должны попытаться продемонстрировать лучший результат. И только если этот результат не достигнут, могут последовать жесткие меры.

Я думаю, что большинство наших учителей (и на мой взгляд справедливо) недовольны и озадачены темпами происходящих преобразований. Лишь недавно некоторые педагоги увидели какие-то выгоды от объединения школ, а до этого их реакция была крайне негативной, ведь на них обрушилась новость, которую они никак не ожидали.

Мне кажется, что слишком высокий темп слияния школ плох в двух отношениях. Во-первых, в чисто психологическом. А во-вторых, мне кажется, перед слиянием школ должно происходить повышение квалификации учителей, они должны готовиться к работе в новых условиях.

Меня также беспокоит, что сильные школы очень часто объединяют со слабыми. Дело в том, что педагоги сильных школ не всегда умеют работать с детьми, у которых есть серьезные проблемы в обучении. Они просто с ними прежде не сталкивались, потому что чаще всего сильные школы детей так или иначе отбирают.

И есть опасность, что в результате слияния школ детям, у которых и так есть проблемы в обучении, станет не легче, а, наоборот, труднее. Они не смогут справляться с программами, которые им будут предложены, и потихоньку будут вымываться из школ. Это я говорю не голословно. Так происходит во многих странах, которые применяют такую практику, это показывают современные исследования. От слияния школ чаще всего страдают именно те дети, которых хотели защитить. Об этом надо помнить.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала