Анна Курская, РИА Новости
Новости из сферы образования родители зачастую узнают из кратких сообщений в СМИ и из обсуждений в социальных сетях. Однако ответы на их вопросы должны быть легко доступны на официальных сайтах органов управления образованием. Рейтинг, подготовленный РИА Новости и НИУ ВШЭ, помог выяснить, насколько эти сайты соответствуют растущим информационным потребностям родительской аудитории.
РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» совместно с Институтом развития образования НИУ ВШЭ подготовило рейтинг информационной открытости сайтов региональных органов управления образованием (РОУО).
Исследователи изучили доступность и полноту информации, размещенной на 83 сайтах из 82 субъектов РФ. Они оценивали сайты, опираясь не столько на требования законодательства к региональным органам государственной власти, сколько на интересы и запросы пользователей. Для этого в разных регионах был проведен опрос родителей — какая информация им нужна, и какие сведения они ищут на сайтах РОУО.
«Мы выбрали такие параметры, которые могут быть однозначно оценены. То есть «наличие-отсутствие», «сроки обновления», то, что можно померить. Мы специально отказались от «эмоциональных» критериев, связанных с дизайном и удобством, чтобы оценка была более объективной», — рассказала РИА Новости ведущий научный сотрудник института образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова.
Интересно, что хотя методика и строилась на запросах родителей, но в итоге эти запросы на две трети совпали с требованиями законодательства, отметила эксперт.
Лидерами рейтинга стали сайты Департамента образования г. Москвы (http://www.educom.ru/) и Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа (http://www.yamaledu.org/).
Как выяснилось, с информацией общего справочного характера практически везде все дела обстоят неплохо. Однако в освещении других тем, представляющих интерес для родителей, есть явные пробелы.
Дайте жалобную книгу!
Согласно результатам исследования, лишь около 40% сайтов публикуют у себя обзоры обращений частных лиц и организаций. Кое-где эти обзоры представляют собой простейший набор сведений: сколько человек обратилось, откуда, иногда – по каким вопросам. А далее формальное заключение: «Все обращения рассмотрены в установленные сроки. Приняты соответствующие меры». Что это за меры, и была ли решена проблема, — понять невозможно.
Эксперты сходятся во мнении, что размещать на сайтах РОУО конкретные обращения родителей и подробную информацию о принятых мерах можно и нужно. Впрочем, необходимо сформулировать правила публикации таким образом, чтобы размещение обращений граждан не превратилось в доносительство.
По закону у нас большинство образовательных учреждений – муниципальные, поэтому обращения граждан по поводу конкретных школ, в первую очередь, должны появляться именно на сайтах муниципальных органов управления образованием, полагает главный редактор «Журнала руководителя управления образованием», доцент Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн.
«На региональных сайтах, думаю, должна быть больше представлена стратегия региона в области образования», — предложил он.
Впрочем, для полноценной обратной связи не хватает не только желания чиновников, но и активной гражданской позиции со стороны самих родителей. А они пока задают не так уж много реальных содержательных вопросов, отмечает эксперт.
Куда уходят деньги
Составители рейтинга выяснили, что лишь треть (33,7 %) сайтов РОУО публикуют сведения о расходовании бюджетных средств. В то же время сейчас, когда первые лица государства заявляют о значительном увеличении финансирования образования, многим родителям было бы интересно узнать, доходят ли бюджетные деньги до их конкретного города и школы. И, что еще интереснее, на что их город или школа тратит.
«Бюджетные средства, которые расходуются региональным органом управления – это средства налогоплательщиков. И налогоплательщики должны иметь открытую информацию о том, насколько эффективно и в каких направлениях они расходуются», — рассказал РИА Новости директор центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий.
В последние три года реализуется очень крупный проект модернизации региональных систем общего образования. В рамках этого проекта сто двадцать миллиардов рублей передаются из федерального бюджета в региональные на ремонты школ, закупку оборудования, транспорта, учебников, повышение квалификации педагогов и т.п., рассказал эксперт.
Информация о бюджетных средствах должна быть, безусловно, открыта, считает он. Этот принцип транспарентности соблюдается и в международной практике. Общественность должна понимать, тратятся ли эти средства в интересах детей и родителей и насколько эффективно. В идеале, она могла бы принимать участие в обсуждении направлений расходования бюджетных средств.
«Если информация о том, на что учредитель школы в лице органа управления образованием выделяет деньги, а на что нет, станет публичной, то, несомненно, распределение средств будет более адекватным», — отметил Дмитрий Фишбейн.
Подробнее, понятнее и прозрачнее
Сайты органов управления образованием можно было бы сделать еще лучше, если обратить внимание на ряд моментов, считают эксперты.
По их мнению, подавляющему большинству сайтов сегодня не хватает информации обо всех образовательных учреждениях региона. Обычно отсутствуют сведения о негосударственных учебных заведениях или федеральных вузах, которые работают на территории региона, но конкретному образовательному ведомству не подчиняются.
На сайтах была бы полезна информация о руководителях РОУО, чтобы было понятно, кто управляет системой образования в городе или крае, каких взглядов придерживается. К обычной короткой справке о чиновнике стоило бы добавить живое интервью, полагает Дмитрий Фишбейн.
Родителям не хватает актуальной информации об изменениях, которые происходят в федеральных и региональных законах. Сайты РОУО могли бы заполнить этот пробел.
«Мы знаем, что законодательство сегодня довольно быстро обновляется, и это порождает разного рода слухи и мифы у населения, — пояснил Сергей Косарецкий. — Например, о том, что вводится платное образование, что в старшей школе остается три предмета. Ответственность за это во многом несут и региональные органы. Своевременное информирование о тех изменениях, которые происходят, разъяснение их значения и последствий для «простых» граждан – это, безусловно, их задача».
Но дело не только в количестве информации. К сожалению, почти на всех подобных сайтах тексты написаны очень тяжеловесным педагогическим языком, насыщенным специальными терминами. Родителям читать это просто невозможно.
Чтобы информация могла принести пользу посетителям сайта, она должна быть изложена кратко и понятно. Возможно, даже с помощью картинок, инфографики, говорят эксперты.
Форумы нужны всем
Лишь на каждом пятом сайте РОУО работают форумы для посетителей. Этого явно недостаточно, считают эксперты. Ведь родителям хочется получать ответы на волнующие их вопросы не только от чиновников, но и других мам и пап. Им нужно особое место, где они могли бы оставлять комментарии, обсуждать документы, планы, проекты и отчеты, которые публикуются на сайте.
В то же время и чиновникам для эффективной работы нужна обратная связь с родителями. Они могут получить от родителей полезную информацию, проводя опросы и голосования. Это позволит им более качественно готовить документы и принимать решения.
«Мне кажется, сегодня и федеральный центр, и региональные органы живут в ограниченном коридоре своих представлений о том, что и как надо менять в образовании. И живые, новые, небанальные идеи педагогического, родительского и местного сообщества могут помочь найти решение тех проблем, успешного решений для которых «наверху» пока не найдено », — пояснил Сергей Косарецкий.
В целом, несмотря на все недочеты, можно утверждать, что информационная политика в системе образования за последние несколько лет заметно изменилась в сторону открытости и прозрачности, считают эксперты.
«Мне кажется, что процесс идет в правильном направлении, и открытость будет повышаться. Чем больше потребитель услуг будет высказывать свою позицию, вынуждать орган управления образованием отвечать на вопросы, тем лучше. Здесь, мне кажется, должно быть движение с двух сторон. И роль потребителя не менее важна, чем роль тех, кто управляет системой образования», — резюмировал Дмитрий Фишбейн.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Рейтинг информационной открытости официальных сайтов РОУО (PDF)