В общественные организации, работающие с онкологическими больными, поступает множество жалоб о том, что им отказывают в бесплатных лекарствах. Пациенты, их близкие, оказавшиеся в такой ситуации, не всегда знают, что предпринять и как действовать, чтобы добиться положенных им по закону медикаментов.
РИА Новости в рамках проекта «Социальный Навигатор» совместно с некоммерческим партнерством "Равное право на жизнь" и межрегиональным общественным движением "Движение против рака" подготовили памятку, которая расскажет пациенту о том, как следует себя вести, если ему отказали в рекомендованном противоопухолевом препарате1.
I. Если у больного есть на руках рекомендация о необходимости применения противоопухолевого препарата, но в лечебном учреждении по месту жительства отказываются выписывать бесплатный рецепт, либо отказывают в бесплатном лекарстве в стационаре.
1 шаг. Следует подготовить письменное заявление в уполномоченные органы государственной власти:
— Аппарат Уполномоченного по правам человека РФ или субъекта РФ;
— Министерство здравоохранения РФ или субъекта РФ;
— Прокуратуру РФ или субъекта РФ;
— Администрацию субъекта РФ.
(Данный перечень не является исчерпывающим)
При подготовке к написанию обращения, следует собрать следующую документацию:
• ответы на ранее направленные обращения,
• необходимые медицинские документы,
• документы, подтверждающие право на льготу,
• в случае если интересы Заявителя представляет доверенное лицо, необходимо подготовить нотариально заверенную доверенность, в которой четко прописать круг переданных полномочий.
С необходимых документов необходимо снять ксерокопии, которые впоследствии будут являться приложением к обращению, оригиналы документов должны оставаться у Заявителя.
2 шаг. Написать обращение.
В обращении следует изложить проблемы, которые заставили заявителя обратиться в уполномоченные органы государственной власти.
При этом необходимо:
• четко описать суть проблемы,
• указать, какие именно действия Заявитель считает неправомерными и затрагивающими его интересы либо интересы лиц, которых представляются,
• указать ФИО лиц и должность, чьи действия являются неправомерными,
• по возможности, в обращении необходимо указать, какие именно нормы права были нарушены.
В заявлении обязательно следует указать фамилию, имя, отчество, полный адрес проживания (с почтовым индексом). Желательно также указать контактный телефон – домашний и/или мобильный, и адрес электронной почты (если есть).
Если в обращении присутствует ссылка на документы, в которых отражены нарушения прав, к обращению необходимо приложить ксерокопии данных документов, указав при этом общее число листов, составляющих приложение.
В конце заявления следует поставить подпись и дату обращения.
3 шаг. Подать обращение.
Обращение может быть подано лично, либо лицом, представляющим интересы Заявителя на личном приеме должностному лицу, либо направлено почтой. Если обращение отправлено почтой, желательно сделать это заказным письмом с уведомлением о вручении.
По общему правилу срок рассмотрения обращений составляет 1 месяц. По рассмотрению заявитель должен получить официальный ответ.
II. Если у больного на руках есть выписанный бесплатный рецепт, но в аптеке2 по нему не дают лекарственное средство.
1 шаг. Удостоверится по месту получения рецепта, что он выписан согласно установленной форме.
2 шаг. Если противоопухолевого препарата нет в аптеке, то пациент имеет возможность поставить рецепт на отсроченное обслуживание, зарегистрировав заявку в аптечном журнале «Неудовлетворенного спроса».
Аптека формирует заявку, направляет ее в уполномоченную фармацевтическую компанию, осуществляющую свою деятельность в регионе и в течение 10 (а для лекарств, выписываемых по решению врачебной комиссии – 15) рабочих дней нужное лекарство должны поставить в аптеку, уведомив об этом пациента.
(Вести пронумерованный, прошнурованный и подписанный руководителем журнал «Неудовлетворенного спроса» — прямая обязанность аптеки)
3 шаг. Если аптека нарушает права пациента на получение выписанного лекарственного препарата, для решения вопроса он может обратиться:
— к руководителю аптеки,
— в страховую медицинскую организацию, которая выдала полис ОМС,
— в территориальное отделение ФОМС,
— в территориальные органы Росздравнадзора,
— иные уполномоченные органы и организации.
1Противоопухолевые препараты – это лекарственные средства, задерживающие развитие истинных опухолей (рак, саркома) и гемобластозов (лейкозы и т.д.).
2Лекарственное средство можно получить только в аптеках, уполномоченных для реализации льготных лекарственных средств. Со списком аптек можно ознакомиться в медицинском учреждении, в котором был выписан рецепт.