Очередная волна обсуждения проблем детей-сирот возникла после вступления в силу в России так называемого "закона Димы Яковлева", который ввел запрет на усыновление американцами российских детей. Власти, комментируя запрет, призвали улучшить ситуацию с усыновлением в самой России. В связи с этим возникло предложение о создании нового федерального агентства для решения проблем детей-сирот, которое вызвало широкую дискуссию в обществе. Обсуждение свелось к тому, надо ли создавать в России министерство по делам сирот. В интервью РИА Новости уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов рассказал, какой детской организации не хватает в РФ и какие функции она должно выполнять.
- Павел Алексеевич, расскажите подробнее об идее создания министерства, которое могло бы заняться проблемами сирот?
— Я очень рад, что идея создания федерального министерства, которое занималось бы вопросами детей, в том числе детей-сирот, вызвала активное обсуждение, причем не только среди населения, которое высказывается "за", но в том числе и в администрации президента, Госдуме, Совете Федерации и у экспертов.
Однако меня поразило, что обсуждение свелось к дискуссии о необходимости министерства по делам сирот, но это полная нелепость и однобокий подход. Это как раз показатель того, насколько невежественны люди, которые обсуждают идею. Журналисты, в свою очередь, не разбираясь, погнались за сенсацией и поддержали такой однобокий подход.
- Речь идет о создании федерального органа, который займется всеми детскими проблемами?
— Конечно, сегодня надо говорить о возможном создании федерального ведомства, неважно в какой форме – министерство, служба, агентство или что-то другое по делам семьи и детей. Я об этом говорил еще два года назад, когда только начиналось обсуждение. Нам необходимо ведомство по делам семьи и детей, именно такие ведомства созданы почти во всех европейских государствах. А у нас сегодня все функции по защите семьи и детей, в том числе инвалидов, детей-сирот, одаренных детей, распределены между 19 федеральными министерствами и ведомствами. Пришло время посмотреть на эту проблему с точки зрения эффективности распределения функций. Фактически отсутствует межведомственное взаимодействие, нет совместных программ, все встречаются на единственной площадке — правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая собирается раз в полгода. Этого явно недостаточно. Надо посмотреть, есть ли смысл объединить все службы в одну. Такое федеральное ведомство должно заниматься семьей, детьми всех категорий: от талантливых ребят до беспризорных. Для защиты прав семей и детей нам необходимо объединить все силы.
Я призываю не сводить дискуссию к созданию министерства по делам сирот, выхолащивая смысл и суть проблемы Это тоже самое, что предложить создать Минтабак и Миналкоголь. Можно сколько угодно смеяться над этим, но люди, которые так однобоко обсуждают ситуацию, прежде всего смеются над собой.
- По вашему мнению, департамент государственной политики в сфере защиты прав детей при министерстве образования и науки РФ не справляется со своими функциями?
— Дело в том, что он перегружен работой. Уже существует рекомендация перевести этот департамент из минобрнауки в министерство труда и социальной защиты. В 2011 году департамент государственной политики в сфере защиты прав детей получил пять представлений за неудовлетворительную работу от Генпрокуратуры. Это о многом говорит.
- Вы уже рассказали о своей идее руководству страны?
— Еще никуда не обращался, но раз пошла такая дискуссия, я подготовлю справку или небольшой специальный доклад по этому вопросу. Распределение функций настолько широкое, что вместе их и не собрать. Например, МВД занимается детьми-правонарушителями, но не может точно знать и правильно реализовать социальные мероприятия по защите ребенка, который находится в условиях, опасных для жизни, или в асоциальной семье.
- Когда подготовите документ?
— Думаю, в ближайшее время. Сейчас соберем мнения, потом обсудим их на заседании экспертного совета и передадим решение президенту страны.