Социальный навигатор

Работа в четырнадцать. Раннее взросление или предлог, чтобы не учиться?

Читать на сайте Ria.ru
В начале июня Госдума приняла закон, который разрешает подросткам старше 14 лет устраиваться на работу без согласия органов опеки. Внештатный корреспондент РИА Новости Наталия Бовина попыталась разобраться, почему и зачем подростки готовы начать работать, еще не повзрослев, и как к этому относятся родители, учителя и психологи.
"Сама могу себе позволить"
Юля учится в школе, посещает всевозможные дополнительные занятия, а также уже имеет опыт работы в фирме своей мамы. Девушка официально работает в бренде школьной одежды для девочек, контролирует доставки, а также анализирует рынок. В офис она ходит каждый день, что не помешало ей закончить год отличницей.
Девушка-менеджер на рабочем месте
"Голова должна постоянно думать: сколько всего осталось на складе, сколько продано и так далее. Я постоянно считаю, у меня по математике сильная пятерка".
Свою заработную плату (20 тысяч рублей) девушка считает достаточно хорошими деньгами. Она начала зарабатывать, чтобы понимать, что такое финансовая грамотность, как правильно распределять деньги. Также Юле хотелось иметь свои личные сбережения.
"Сравнивая себя с ровесниками, которые сейчас не особо чем-то занимаются, появляется чувство гордости. Это очень мотивирует. Много навыков и опыта приходит раньше, чем обычно. Самое крутое – это то, что я сама могу себе это позволить. Не звоню маме или папе со словами: скинь, пожалуйста, немного на кафе".
Юля уверена, что этот опыт работы поможет ей в будущем: "Опыт, соответственно, меньше конкуренции".
Курьер службы доставки во время дождя в Москве
"Кроме раздачи листовок и подобных занятий, 14-летним очень непросто найти хорошую работу, и чтобы к тебе плюс ко всему относились не как к ребенку, а как к равному. В этом я вижу основную проблему", - отмечает Юля.
На "хотелки"
Максим имеет опыт работы помощником тренера по футболу, а сейчас собирается устроиться курьером в службу доставки. Юноше удается совмещать учебу и работу, родители к его решению отнеслись "крайне положительно".
"Я думаю, что людям, которые только что получили высшее образование и не имеют опыта работы, будет однозначно труднее, чем тем, кто уже с 14 лет работает. Потому что у них уже будут какие-то навыки", - говорит Максим.
Посетитель в центре занятости населения "Моя работа" в Москве
Помощником тренера юноша работал по выходным. Помогал оформлять протоколы матчей, убирал мусор, общался с болельщиками. Получал за смену около 3 тысяч рублей. На "хотелки" хватало.
Максим считает, что работа учит самостоятельности, дает определенный опыт, возможность не зависеть от родителей ­ подросток начнет понимать, как на самом деле трудно зарабатывать.
Нет времени
Арине 14 лет. Она учится в школе, занимается танцами и считает, что пока не готова к работе. Карманных денег, которые дают родители, хватает. По словам Арины, "нужно радоваться этому времени, когда родители дают деньги".
Впрочем, девушка допускает, что пойдет подрабатывать через два года, когда исполнится 16. "И то не в учебное время, потому что, когда у тебя много кружков, плюс изучение иностранных языков, одновременно занятия спортом, школа, то абсолютно нет времени на работу", - говорит Арина.
Совместить несовместимое
Заслуженный учитель Российской Федерации, преподаватель физики Елена Рыбакова назвала принятый закон "хорошей инициативой". "Во-первых, нынешние 14-летние дети значительно взрослее, и более готовы к данной ситуации, чем это было лет 10-20 назад. Во-вторых, если у человека есть желание вступить на стезю, которая связана с работой, то, конечно, это хорошо, если это законодательно разрешено и соответствующим образом оформлено", - отмечает учитель.
Девушки просматривают сайт по поиску работы
Елена Рыбакова признает, что совмещать учебу в старших классах с работой сложно: "Когда у старших классов по 7­-8 уроков, домашние задания, и соответственно, большая учебная нагрузка, то единственной возможностью работать остаются выходные дни. Насколько я понимаю, те предприятия, которые будут давать работу подросткам, тоже могут вводить какой-то гибкий график, индивидуальный подход. В этом случае совмещать эти две на первый взгляд несовместимые вещи теоретически возможно".
Кроме того, по мнению заслуженного учителя, "не всегда жизненно необходимо присутствие ребенка на всех уроках". "Сейчас возможно использование каких-то технических средств: видеоконференции, видеозаписи уроков. Сейчас совершенно не проблема найти в Интернете учебник, рассмотреть самостоятельные возможности решения задач. Все зависит от отношения и ребенка, и родителя. Каждая семья, каждый родитель, каждая школа при желании будет находить какие-то компромиссные решения, ­ уверена Елена Рыбакова. -­ У меня было несколько человек, которые снимались в кино. Была девочка, которая занималась модельным бизнесом, и это не помешало ей окончить школу с золотой медалью, потому что все учителя с долей восхищения отмечали, что она при отсутствии на уроках всегда приходила подготовленной и сдавала все свои накопившиеся "долги" по предметам".
Преподаватель считает, что никто "рисовать оценки просто так не будет", а пойти навстречу, в чем-то помочь ­- это профессиональная обязанность преподавателя.
Время возможностей
Мама Юли, Наталья, и по совместительству ее работодатель, рассказала, почему считает важным, чтобы ребенок начал работать в столь юном возрасте, а также объяснила, какие факторы нужно учесть работодателю 14-летнего сотрудника.
Юля начала помогать маме год назад, когда ей было 13 лет. Оказалось, что у девочки математический склад ума. "После школы она приходила, делала доставки, потом убегала на дополнительные занятия. Я была очень удивлена, но она сделала все четко, грамотно, выявляла даже какие-то мои ошибки в работе. Поэтому в этом году она уже полноценно работает у меня. Дети могут быть в таком возрасте очень ответственными, это сто процентов", - рассказывает Наталья. Но, по ее словам, сначала нужно думать об учебе, а потом уже о работе.
Девушка работает за компьютером
Мама Юли считает, что работа с раннего возраста дает много преимуществ: "Сейчас кто-то стремится работать, а кто-то лежит на диванах, особенно летом. Мне кажется, что это очень неинтересно. Столько возможностей есть сейчас! Юля, например, встает в 08:00, занимается спортом, идет на работу, а потом у нее свободное время, которое она тоже проводит с пользой. У нее будет колоссальный опыт. Юле будет проще".
По наблюдению Натальи, "сейчас возраст 14 лет более осознанный и ответственный". "Тяга к работе и независимости от родителей отличает сегодняшнее поколение от предыдущего. Сейчас люди, получившие диплом, пойдут устраиваться куда-то на работу. И только, возможно, к 26 годам у них пойдет какая-то карьера. Наверное, это правильно, что мой ребенок работает. Я не люблю детей, которые ленятся", - признается Наталья.
Все должно быть в меру, уверена мама Юли: "Вдруг ребенку не повезет с компанией. И что дальше? По наклонной плоскости? Лучше пусть они будут заняты. Безоблачное детство у них было до 14 лет. Гулять можно, но не постоянно".
Повышение самооценки
Надо отталкиваться от того, в каком обществе растет подросток, считает кандидат наук и член российского психологического общества Юлия Мартиросова.
"Бывает ситуация, когда дети вынуждены идти работать в 14 лет, потому что это ребенок из малообеспеченной семьи или из семьи относительно маргинальной. Бывает, что желание пойти работать, – это способ понять: а что я могу? А могу ли я независимо от родителей иметь какие-то деньги? А могу ли я как-то опереться на самого себя? А бывает исключительно подростковый демарш", - комментирует специалист.
Психолог беседует с подростком
По словам Мартиросовой, чувство взрослости может проявляться в негативном ключе (выпить, покурить, употребление психоактивных веществ), а может реализовываться через работу. "Я не просто работаю, меня принимают взрослые в социум в качестве работающего члена общества. И тогда мы можем иметь дело с позитивным удовлетворением этого чувства взрослости. И это безусловно плюс. Но важно очень четко защитить подростков трудовым кодексом, потому что их очень легко эксплуатировать. Они еще стратегически не могут все просчитать", - рассказала психолог.
Одним из положительных аспектов того, что дети с раннего возраста выходят на работу, эксперт считает повышение самооценки. "Подростки очень часто страдают от неуверенности в себе. Самооценка у них не столько низкая, сколько неустойчивая. Она зависит от того, кто и что про них скажет. Поэтому очень важно получить отраженную самооценку от взрослых. Важна та трудовая среда, в которую подросток попадет. Если он попадет в хорошую среду, то опыт будет положительный, а самооценка станет устойчивой", - объясняет Юлия Мартиросова.
Все идет из семьи, убеждена психолог: "Надо понимать, чего стоят деньги, каким образом они даются. Это понимание формирует правильную взрослость и отношение к финансам".
Обсудить
Рекомендуем