МОСКВА, 26 мая - РИА Новости. Профессия учителя стала одной из популярнейших в России, а Год педагога и наставника открыл возможности для закрепления в обществе особого статуса преподавателя и вовлечения в профессию наиболее талантливой молодежи, считают участники пресс-конференции в МИА "Россия сегодня", посвященной завершению учебного года.
Сегодня в обучении все большую роль играют информационные технологии и медиаресурсы, однако основная роль в образовании ребенка останется у учителя. Именно от качества его работы зависят как профессионализм, так и личностные качества всех будущих специалистов, считает глава Минпросвещения России Сергей Кравцов.
«
"Профессия учителя – главная профессия на земле, и Год педагога и наставника подчеркивает ее важность. В школе мы начали организовывать профильные классы, затем разработали единое содержание образования в педагогических колледжах, потом в высших учебных заведениях, и соотнесли подготовку учителей с теми программами, которые есть в школе", – рассказал Кравцов.
Он уточнил, что за прошедший год в министерстве обновили Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Теперь в них обозначены четкие ориентиры в части духовного, патриотического личного развития детей и ожидаемые результаты по успеваемости.
Также утверждены единые федеральные образовательные программы и учебники. По мнению Кравцова, единообразие образовательного процесса с установленными стандартами во всех регионах поможет решить ряд трудностей как педагогов, так и обучающихся. Так, учителя сэкономят время на подготовку занятий из-за более продуманных программ, а ученикам, которые переходят из одной школы в другую, будет проще влиться в образовательный процесс.
Однако одной из самых часто упоминаемых трудностей современных педагогов в последние несколько лет стала и другая особенность профессии – избыточная работа с документацией. Но на сегодняшний день разрешима и эта проблема. По итогам первичного мониторинга Рособрнадзора, где принимали участие 18 тыс. педагогов, можно сказать, что здесь происходят хорошие подвижки, обратил внимание Кравцов.
"У 65% учителей внесены изменения в должностные инструкции, обозначающие их права относительно документационной нагрузки, и 40% учителей за последние три месяца не приходилось готовить документы сверх списка", – отметил он.
Вместе с тем особое внимание акцентируется и на инфраструктурную часть – создание объектов, которые будут вызывать интерес к учебе у детей и развивать творческий подход к образовательной деятельности у педагогов.
Так, в прошедшем учебном году в стране открылось 4,5 тыс. разнообразных точек роста, 50 детских технопарков-кванториумов на базе школ, 72 центра цифрового образования и 17 региональных центров выявления и развития талантливых детей "Мини-Сириус", рассказал министр.
Вместе с тем за прошедший год в ряде случаев специалисты получили новый опыт создания системы образования, соответствующей российским стандартам, с нуля, подметила заместитель министра просвещения РФ Анастасия Зырянова.
"На сегодняшний день в присоединившихся субъектах действует чуть менее 3 тыс. образовательных организаций, там работают 50 тыс. педагогов. Когда мы приехали в мае в Запорожье — только 100 человек вышли на работу, а к 1 сентябре – уже 5 тыс., то есть люди поверили в Россию и систему образования нашей страны", – сообщила замминистра.
В современности изменяются не только школы, но и университеты, в них открываются все новые педагогические технопарки, появляется разнообразное оборудование, дополнила заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева.
"На сегодняшний день стереотип о непопулярности профессии учителя среди молодежи не имеет под собой оснований. Во-первых, профессия входит в топ-3 самых популярных среди молодежи. Во-вторых, 75% выпускников педагогических университетов устраиваются работать в школы. То есть три человека из четырех выбирают педагогику, и рост ее популярности будет только увеличиваться", – пояснила она.
Однако в работе по созданию лучших условий для будущих специалистов не стоит забывать про собственных наставников, считает Васильева. Чтобы каждый человек мог выразить благодарность своему учителю, даже если не знает его адреса или телефона, министерство просвещения запустило акцию "Скажи СПАСИБО педагогу и наставнику".
"Сейчас открыт специальный сайт, который дает возможность сказать спасибо своему учителю, где бы он ни был. Это целый портал. Заходите, пишите спасибо педагогу, и открытка обязательно придет к адресату. Я уверена, у каждого есть возможность и есть, кого поблагодарить", – дополнила Васильева.
Указом президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Основная цель комплекса образовательно-просветительских мероприятий — признание особого статуса педагогических работников и повышение престижа профессии учителя в обществе.