МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Успех писателя редко становится случайностью. Привести к нему могут разные секреты, о которых рассказал участникам Медиалаборатории инновационной патриотической журналистики в ВДЦ "Орленок" автор, редактор медиагруппы "Россия сегодня" Лев Рыжков.
— Как вы пришли в журналистику?
— Одно на другое накладывалось всегда. Первую заметку я опубликовал в 1989 году в газете "Комсомолец Кубани", а в 1997 году пошел работать в одноименную газету. Параллельно с этим сидел, писал книги на досуге. Вообще, журналистика – это бесценная для писателя вещь, потому что приобретается опыт, ведь вы встречаетесь с какими-то невероятными людьми. Если вы работаете в офисе, то многое будет вам недоступно. Журналиста же может занести на другой конец света. И именно в этом ценность профессии, потому что каждый писатель в чем-то еще и журналист.
© Фото : ВДЦ "Орленок"
Корреспондент международного информационно агентства Sputnik Лев Рыжков (второй слева) в "Орленке"
— На одном из мастер-классов вы сказали, что каждый журналист в душе писатель. Почему вы так считаете? Что вам помогло прийти к этой мысли?
— Это не мной еще замечено, на самом деле. Каждый журналист вынашивает в голове, как правило, большой роман, который он хочет написать, чтобы всех потрясти. Не всем это удается, но у каждого из них что-то есть.
Просто сесть и начать писать книгу – большой труд. Это немного по-другому, чем писать заметку, лонгрид, интервью. Здесь другие принципы работы. Но если мы посмотрим на историю мировой литературы, то увидим, что многие прекрасные писатели были именно журналистами, притом одними из самых лучших: Михаил Афанасьевич Булгаков, Михаил Зощенко, О.Генри, Марк Твен – вот такие уважаемые, хорошие люди.
У каждого журналиста была мысль о написании чего-нибудь. Мне кажется, каждому из них есть что сказать, есть свой уникальный опыт, который был бы очень интересен людям и читателям.
— Какое значение для успеха имеет заголовок?
— Самое большое имеет значение! Как вы яхту назовете, так она и поплывет! Заголовки придумывать – это большое искусство. Когда я был молодым журналистом, у меня был очень злой редактор. Он издевался, заставлял писать много заголовков. Приносишь ему 25, потом еще 50, и он, наконец, выбирает, говорит: "Вот этот. А понимаете, Лев, почему?" И начинает разбирать: "Должен быть яркий, цепляющий образ, должно быть немножко скандала, должна быть даже какая-то магия сочетания букв". Спасибо ему большое, но школа жестокая была.
— Какие свои произведения вы считаете успешными, а какие хотите переписать?
— Переписать хочу почти все. Самое такое интересное произведение – это фильм "Москвы не бывает". Он ездил по фестивалям, был в Латинской Америке, в Азии, выдвигался на азиатский "Оскар" (Asian Film Awards) и на премию "Золотой орел". Ничего, естественно, не дали, но все равно почетно, интересно. Еще недавно написал роман о том, что было 20 лет назад, где описываю первые шаги в журналистике.
У меня в агентстве есть друг Марат Касем. Сейчас он сидит в тюрьме в Латвии как самый известный на сегодняшний день политзаключенный. А в прошлом году мы с ним встретились в коридоре, я что-то рассказываю, а он говорит: "Ну ты это запиши, зачем добру пропадать!"
И тут неожиданно один сайт объявляет конкурс повестей. Сел, начал излагать, и с таким удовольствием. В последний день конкурса отправил... и выиграл издание книги! Посвятил ее, естественно, Марату, который сейчас томится в заключении, ему будет приятно.
— Как вы думаете, в чем заключается писательский успех?
— Писательский успех заключается не в деньгах, а в том, чтобы иметь живой отклик у читателя. Если прочитанное помогло решить какую-то проблему в жизни, у него появилась такая отдушина, он посмеялся, отвлекся, получил удовольствие, то это и есть успех.
А бестселлеры недели, списки продаж – это все ухищрения маркетологов. И со временем – через месяц, полгода, год – все забывается, многие бестселлеры мы уже и не помним, хотя они гремели. А какие-то книги до сих пор работают и повышают людям настроение. Те же "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова, "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова – это вот реально хорошие, вечные книги.
— Что вы можете посоветовать людям, стремящимся к писательскому успеху?
— Нужно умение сидеть и излагать, не бросать начатое, нужна настойчивость. Есть еще такая вещь, как боязнь чистого листа. Надо просто начать и все, любыми словами. А потом, в процессе переработки, можно написать хорошее начало. Еще могу посоветовать присматриваться к людям. То есть выдумывать никого не надо, все персонажи рядом с вами.
Если вы хотите написать великую книгу, как советовал Стивен Кинг, пишите про своих знакомых, друзей. Называйте их какими-то другими именами и описывайте именно их. Максимальное писательское удовольствие испытывает писатель, когда герои его не слушаются. Начинают вести себя, как непослушные пионеры. И это прям очень хорошо. Если у вас это получается, то вы большой молодец.
Беседовали юнкоры Федорова Мария и Бунякина София.
Образовательные модули Медиалаборатории инновационной патриотической журналистики проводятся в рамках Года педагога и наставника.