МОСКВА, 24 окт - РИА Новости. Педагоги из детских садов, школ и летних лагерей разных регионов России обменяются лучшими практиками инклюзивного обучения детей с особенностями развития и здоровья на Федеральном этапе IX Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России", который откроется 26 октября, сообщили члены жюри конкурса на пресс-конференции, которая прошла в пресс-центре медиагруппы "Россия сегодня".
Ежегодный конкурс "Лучшая инклюзивная школа России", организованный Министерством просвещения России и Московским государственным психолого-педагогическим университетом при участии РООИ "Перспектива" и Ассоциации инклюзивных школ, объединяет лучшие инклюзивные практики и образовательные технологии с 2013 года. В 2022 году в нем принимают участие образовательные организации из 65 регионов страны. Среди них 58 школ, 45 детских садов и 28 лагерей, которые развиваются в инклюзивной стратегии.
Россия, как и другие страны мира, идет по пути обеспечения доступности и качества образования для обучающихся с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья совместно со сверстниками. Основная цель инклюзивного образования в России – организация образовательного процесса максимально близко к месту проживания ребенка, что позволяет ребенку жить и воспитываться в семье, отметила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Юлия Сачко.
«
"До 1 сентября 2013 года общее образование в России ребят с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического сектора преимущественно было организовано в школах-интернатах и в школах, не так уж близко территориально расположенных от места проживания. Дети порой неделями или даже четвертями не видели своих родителей и близких родственников. С 1 сентября 2013 года Россия официально интегрировала в законодательство понятие "инклюзивное образование"", - рассказала Сачко.
По ее словам, "инклюзия" – термин гораздо более широкий, чем обеспечение качества и доступности образования для перечисленных категорий обучающихся. В инклюзии нуждаются также дети с неродным русский языком, сироты, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и даже дети с одаренностью, которым требуются специальные образовательные условия.
"Наш конкурс, по сути, - инструмент, который выявляет правильность движения государственной политики в вопросах регулирования организации образования и обучения воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Это площадка обмена инклюзивными практиками и место, где органы государственной власти могут получить запрос от образовательных организаций, чтобы своевременно повлиять и при необходимости изменить государственную политику в регулировании тех или иных вопросов", - пояснила Юлия Сачко.
Конкурс "Лучшая инклюзивная школа России" – не отдельное мероприятие, а большая совокупность событий, которые происходят по всей стране с марта 2022 года. На первом этапе все регионы РФ выбирали свои лучшие инклюзивные школы и детские сады для участия в федеральном этапе конкурса. Затем команда экспертов отобрала для участия в очном туре 60 лучших садов, школ и летних лагерей, сообщила председатель жюри конкурса, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Алехина.
"Сегодня каждая школа должна быть готова к развитию включающих процессов для любого ребенка, нуждающегося в поддержке. Универсальные требования к школе, с точки зрения умения поддержать и включить любого ребенка, вошли в критерии оценки работы жюри. Также мы оцениваем системность, доступность, компетенции педагогов и руководителей, наличие норм на уровне локальных актов, сетевое взаимодействие, социальное партнерство, - все, что связано со специальными образовательными условиями", - пояснила она.
Каждый ребенок с особенностями здоровья должен обучаться максимально комфортно и максимально близко к месту жительства, заявила председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Елена Клочко.
"Мы понимаем всю сложность внедрения инклюзии. Дети бывают с разными нарушениями – слепые, глухие, маломобильные, с интеллектуальными и поведенческими нарушениями. Заранее неизвестно, какой ребенок придет в школу или детский сад по месту жительства. И говорить, что школа заранее готова и обеспечена полным набором специалистов, чтобы принять ребенка с любыми особенностями, достаточно сложно. Этот вопрос нужно решать путем сетевого взаимодействия", - рассказала она.
Жюри оценивает участников конкурса по многим критериям, среди которых уровень инклюзивной культуры педагогических коллективов – не единственный, отметила президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень.
«
"Нас интересует, как педагоги работают с программами, адаптируют их, проявляют педагогическое творчество. Как решают проблемы детей с нарушениями поведения или интеллекта, которых практически невозможно учить стандартными методами. То есть, какие элементы гибкости педагоги вносят в стратегию обучения, которая позволяет расширить "ворота входа" в систему образования для самых разных детей", - рассказала она.
Заместитель начальника отдела развития детского отдыха Федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Светлана Гололобова отметила, что в 2022 году в конкурсе впервые приняли участие летние лагеря.
"Все 20 организаций отдыха детей и их оздоровления, которые впервые вышли в конкурсе на федеральный уровень, шли к этому очень долго. Все их практики направлены на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в активную деятельность совместно со сверстниками. Хочется пожелать коллегам успеха в защите своих практик", - подчеркнула она.