МОСКВА, 8 авг — РИА Новости. Предприниматель из Калининграда после аварии, навсегда изменившей его жизнь, пересчитал всех инвалидов в регионе и обеспечил их колясками. Роман Аранин человек активный, ему показалось, что можно сделать еще больше. Корреспондент РИА Новости побывал на производстве инвалидных колясок и в реабилитационном центре, которые были построены благодаря его усилиям.
Не в то время, не в том месте
"С чего началась моя история? – переспрашивает Аранин. – С плохой подготовки к полету. Я взлетел на параплане не в то время, не в том месте, не с той подготовкой. Параплан летел на линию электропередачи. Уже у земли я в панике зажал гашетку, ушел от проводов, но разбился, и рама двигателя перерубила шею".
Когда-то он был пилотом истребителя Су-25, а после службы успешно развивал бизнес – строил сеть магазинов в России. Неугомонный человек брал от жизни все, даже для своего параплана купил самый мощный двигатель и самый большой винт. В 2004 году авария буквально сбила его с ног. Четыре года понадобилось, чтобы просто самостоятельно положить руку на джойстик кресла.
Теперь он показывает журналистам реабилитационный центр "Ковчег", коттеджи, швейный цех и фабрику компании "Обсервер" – тут живут, работают и восстанавливаются инвалиды-колясочники. Представители прессы оказались здесь по инициативе фонда региональных социальных программ "Наше будущее". На примере Калининградской области руководство фонда рассказывает об успехах работы социальных предприятий – их статус закрепили в законодательстве лишь три года назад.
Строишь завод, когда у тебя нет ни рук, ни ног
Сегодня структура компаний Аранина и партнеров устроена следующим образом: ООО "Обсервер", включенная в реестр социальный предпринимателей, производит и продает средства реабилитации инвалидов, общественная организация "Ковчег" помогает в реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Так как вторая компания пока не зарабатывает, то своими доходами с ней иногда делится "Обсервер".
© Копирайт на все фото: Фото предоставлено администрацией фабрики "Обсервер" и ресурсного центра "Ковчег"
Роман Аранин рассказывает о проекте центра "Ковчег" и фабрики "Обсервер"
Роман Аранин после курса реабилитации решил помогать другим людям с повреждениями позвоночника. Он быстро понял, что на общественных началах можно охватить только одного-двух человек, поэтому основал общественную организацию и в ковид уже смог добраться с продуктовыми наборами до каждого лежачего инвалида в области. Если требовалось, бесплатно давали противопролежневые подушки стоимостью 30 тысяч рублей. Благодаря его активности вообще удалось уточнить число тех, кто не встает с постели. Тогда Аранин решил не только поддерживать инвалидов, но и устраивать их на работу.
13 сентября 2019 года у деревни Поддубное появился первый экскаватор. Аранин лично следил за работой.
«
"Прикольное ощущение, когда ты едешь, а это поле, 4,5 гектара, твои. И ты начинаешь строить завод. Причем ты завод начинаешь строить, когда у тебя нет ни рук, ни ног", – говорил Аранин несколько лет назад, проезжая по участку на коляске-вездеходе.
Он вообще не выбирает слова, говоря о своей травме. Не дает расслабиться ни сотрудникам в колясках, ни клиентам реабилитационного центра.
Реабилитационный центр
Помещения реабилитационного центра расписаны мотивационными лозунгами, мол, инвалидность – не приговор, сдаваться рано. Стены покрыты яркой краской, а потолок местами неправильной формы. В общем, не скучно, не по-больничному. Здесь все делают для того, чтобы человек как можно больше сил потратил на восстановление до возможных пределов.
Семь коттеджей центра, полностью адаптированных под колясочников, стоят на улице Неограниченных возможностей. На площади 36 квадратных метров может проживать по два человека, для них есть санузел, кухня, веранда. За каждым присматривают соцработники. По словам Аранина, строительство каждого домика с мебелью обошлось в 3,5 миллиона рублей. Теоретически одновременно на реабилитацию можно принять 14 человек, но реально получается 10–11. Лечение может занять до 4 месяцев, все услуги оказывают бесплатно для пациента.
Реабилитацией занимаются два массажиста, два эрготерапевта, физиотерапевт, психолог, три специалиста по ЛФК.
«
"Здесь специалист по пальчикам учит таких, как я, руками есть, одеваться, причесываться. У нас уже есть физиотерапия, но мы выиграли президентский грант, на эти деньги купим кучу оборудования, и у нас будет очень крутая физиотерапия", – рассказывает Аранин в одном из кабинетов.
По его словам, и при имеющихся ресурсах при выписке можно наблюдать чудесные результаты.
"Мы приходим в конце заезда на консилиум. Даже я, не говоря о руководителе реабилитационного центра, вижу этих ребят, как они изменились за 2–4 месяца. Вот этот человек приехал к нам в коляске, а ушел с ходунками. Эта женщина пришла на ходунках, и вот она рассказывает, что сегодня она ушла без палочки и поднялась по лестнице сама, и ты понимаешь, что делаешь что-то крутое", – объясняет Аранин.
© Фото предоставлено администрацией фабрики "Обсервер" и ресурсного центра "Ковчег"
В ресурсном центре работают специалисты разных профилей
Но не только и не столько процедуры помогают инвалидам справиться с жизненными сложностями. Часто люди, лишившиеся возможности ходить, впадают в депрессивное состояние и теряют желание жить, объясняет Аранин. Клиентов центра он делит на шейников, они парализованы ниже шеи, и спинальников, у которых сохранилась возможность двигать руками. Так вот директор обычно советует подселять "спинальника в депрессии к опытному шейнику".
«
"Бог-то зачем спинальников придумал? Чтобы помогать шейникам. Сначала он лежит, уткнувшись в стену, а через две недели помогает шейнику, например откашляться, если соцработник занят. Он подключается, понимает свои возможности", – объясняет свой подход Аранин.
Вообще проживающие здесь не только посещают процедуры, но и социализируются, обмениваются контактами. Одной из проблем для охранников стало то, что в полночь приходится открывать ворота вернувшимся с дискотеки колясочникам, говорит Аранин.
Журналистов интересовало, планирует ли компания масштабировать дело, возможно, открывать филиалы в других регионах. Аранин объяснил, что хочет расширяться, но важнее для него сохранить качество реабилитации.
"Я эту историю наблюдал в других центрах, где изначально очень круто, а потом они выходят на сумасшедшие объемы, и все, удержать камерность не удается", – говорит предприниматель.
© Фото предоставлено администрацией фабрики "Обсервер" и ресурсного центра "Ковчег"
Фабрика и ресурсный центр находятся в одном здании
Изначально Аранин планировал зарабатывать деньги, приглашая на лечение платных пациентов из-за границы. Еще в 2019 году, когда центр не был построен, на выставке в Дюссельдорфе он умудрился продать услугу трем европейским инвалидам. Теперь все условия для таких гостей созданы.
Коляски
Аранин следил за работой экскаваторов, разъезжая по полю на коляске-вездеходе собственного производства. Это было первое изделие фабрики "Обсервер". Коляска получилась такой большой, тяжелой и проходимой, что и название ей дали соответствующее: "Максимус".
«
"Для нас необычным побочным эффектом оказалось то, что она поехала по лестнице вверх", – говорит предприниматель.
Даже на пятый этаж может завезти хозяина. Встроенный гироскоп позволяет сохранить оптимальное для пассажира положение – как бы ни наклонялись колеса, сиденье всегда остается в перпендикулярном горизонту положении.
В 2009 году "Максимус" сделали для Аранина, потом выложили тест-драйв в интернет. Зрителям коляска так понравилась, что заказы посыпались со всей России. Выпускать ее серийно пока не получается, так как нет сертифицирующих документов.
© Фото предоставлено администрацией фабрики "Обсервер" и ресурсного центра "Ковчег"
Коляска "Максимус" может подниматься по лестнице
Постепенно учредители компании пришли к мысли о создании собственного производства. В 2017 году завод выпустил "Обсервер Стандарт" грузоподъемностью 125 килограммов. Эта коляска со складной рамой может поместиться в багажник легковушки, проехать до 30 километров на одном заряде со скоростью 8 километров в час.
По словам Аранина, "Обсервер" продает свои изделия во всей стране, но китайские (более дешевые) коляски выдавливают их с рынка. Даже в государственных тендерах конкуренты пока более успешны, потому что предлагают цены ниже.
"Обсервер" старается обходиться без импортных комплектующих. Сейчас на заводе не производят только шины, моторы и джойстик. Хотя последний уже собрали, но пока проводят испытания.
Осенью компания презентует новую коляску, у которой, по словам Аранина, нет конкурентов. Она по команде пассажира трансформируется в лежачую платформу или становится полностью вертикальной. Также здесь делают и уже продают коляски для больных ДЦП. В здании фабрики работает сервис по ремонту колясок и аренде средств реабилитации.
На вопрос, как российскому инвалиду получить коляску фирмы "Обсервер", журналисты получили простой ответ – обратиться в Фонд социального страхования (ФСС). Любой гражданин, которому по индивидуальной программе реабилитации положена коляска, может подать заявление в региональное отделение ФСС и, если компания выиграет тендер, получить свой "Стандарт".
Швейная фабрика
Все детали колясок из ткани делают здесь же. В 2021 году "Обсервер" выиграла грант ЕС, одним из условий которого было открытие небольшого социального предприятия с трудоустройством девушек с инвалидностью. Так компании удалось локализовать часть производства.
На швейной фабрике создали 4 рабочих места, сотрудниц наняли по объявлению, у всех не было опыта работы. Девушки работают по семь часов с окладом 30 тысяч рублей. Здесь заботятся о качестве, так как важно, чтобы изделия были прочные, ведь ими пользуются постоянно в течение дня, кроме времени сна.
© Фото предоставлено администрацией фабрики "Обсервер" и ресурсного центра "Ковчег"
В швейной мастерской изготавливают все детали из ткани для колясок
Сотрудники фабрики и швейной мастерской с инвалидностью могут арендовать коттеджи на территории компании, чтобы не тратить время на дорогу и жить в комфортных условиях. Сейчас здесь живут трое сотрудников, каждый в отдельном доме.
"Пляжи"
Важное направление работы, о котором здесь с гордостью рассказывают, – изготовление "пляжей" для инвалидов. Аранин увидел такие на отдыхе в Испании, учел заморский опыт и собрал свой "пляж". "Мы сделали лучше, правда!" – говорит предприниматель.
"Пляж" – это деревянный настил, который монтируют на обычном пляже на море или озере. Здесь постоянно дежурят социальные работники, они помогают инвалиду пересесть в пляжную коляску на больших плавучих колесах с буйками. Сидя или полулежа в ней, человек "плавает" под присмотром специалиста. Коляски делают во Франции, но Аранин уже раздумывает, как сделать такое собственными силами.
На "пляже" есть специальные высокие шезлонги, на них удобно пересаживаться из кресла, а матрасы и подушки принимают форму тела, что крайне важно для людей с особенностями здоровья.
Такие пляжи организованы во всей Калининградской области за счет бюджета, обслуживаются тоже силами собственника. Колясочники пользуются ими бесплатно.
По словам Аранина, изготовление "пляжей" должно было стать точкой роста для социального туризма. Сотрудники его компании проехали по многим регионам, демонстрируя удобство "пляжей". Сейчас в стране работает 10 мастерских.
Все нормально, но газон…
Роман Аранин смотрит из окна своего кабинета на полянку у входа на фабрику. Его беспокоит газон. На всей территории трава, считает он, должна быть сочной и зеленой. Ведь когда приедут состоятельные клиенты, первое, на что они обратят внимание, будет газон.
"Идея была в том, что люди приезжают из Европы, и первое впечатление от страны у них сложится от красивого газона и красивой фабрики. С фабрикой у нас все нормально, а вот газон…" – говорит Аранин.
Уж с газоном этот человек точно управится.
Евгений Еремкин, Игорь Шарапов.