Во время эпидемии коронавируса российские музеи переживают сложные времена. Чем привлечь аудиторию в интернете во время карантина? Какие новые форматы работы уместно развивать в этой ситуации? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал директор музея-заповедника "Куликово поле" (https://www.kulpole.ru) Владимир Гриценко.
— Владимир Петрович, какие работы ведутся в музее в период карантина?
— Небольшая часть коллектива работает в обычном режиме, с соблюдением необходимых мер защиты от коронавируса. Это сотрудники службы безопасности, технической службы, и отчасти бухгалтерии. Они обеспечивают бесперебойное функционирование всего музейного комплекса и музейного хозяйства.
Значительная часть сотрудников выполняет свои обязанности по научно-фондовой работе дистанционно. У нас большая база данных, которая позволяет научным сотрудникам, не выходя из дома, через интернет проводить необходимые операции с описанием тех или иных предметов коллекции музея. Можно сказать, что у наших ученых своего рода Болдинская осень, когда они занимаются исследованиями, не отвлекаясь на другие задачи.
Смотрители и администраторы, которые обычно обеспечивают работу музея в публичном режиме, сейчас просто остаются дома. Напротив, особая нагрузка легла на сотрудников, которые работают со средствами массовой информации и в интернете.
Мне кажется, организовать нормальную работу в соцсетях в режиме штурмовщины невозможно. К счастью, мы работаем с соцсетями и с сайтом системно. Еще до начала эпидемии мы занялись подготовкой к 640-й годовщине Куликовской битвы и запланировали целый ряд акций в интернет-пространстве. В частности, мы запустили несколько видеопроектов, которые сегодня оказались весьма востребованными.
— Что это за проекты?
— У нас достаточно давно существовал курс лекций на различные темы по истории и археологии. Это полуторачасовые лекции для посетителей музея, которые мы потом в записи выкладывали на наш сайт. Нам казалось, что подобные продукты имеют ограниченное количество потребителей, поэтому мы сделали еще два проекта.
Во-первых, мы подготовили много небольших, до 10-12 минут, видеолекций "Исторические рассказы" на разные темы, и опубликовали их на интернет-ресурсах музея.
Во-вторых, мы сняли около 50 трехминутных ответов на вопросы посетителей, собранные нашими экскурсоводами. Эти ролики тематически связаны не только с Куликовской битвой, но и с еще одной юбилейной датой этого года – 500-летием Тульского кремля и Большой Засечной черты. Телерадиокомпания "ГТРК Тула" запустила наши ролики на своих теле- и радиоканалах и оказалось, что в условиях карантина этот контент очень востребован.
В ближайшее время с этими видеосюжетами смогут познакомиться пользователи портала культура.рф. Это наш вклад в решение проблемы под названием "Сидим дома".
— Вы привлекаете молодежь к работе над контентом?
— Да, у нас получился хороший совместный проект со студентами-журналистами. Они подготовили для Яндекс.Дзен ряд статей о жизни музея, скрытой от глаз посетителей. Эти материалы тоже вызвали интерес у аудитории.
Также студенты подготовили программу исторических кулинарных видеорецептов. Мы занимаемся в музее традиционной исторической кухней, и студенты нам помогли рассказать широкой публике о наших находках. Мы запускаем на нашем сайте и в соцсетях еженедельный показ видеорецептов с 11 апреля.
— Какой должна быть работа музея в соцсетях?
— Мне кажется, сейчас важно не просто выдавать как можно больше контента, важно, чтобы этот контент был качественным. Только в этом случае он привлечет и сохранит интерес публики.
Сегодня музей может заложить хорошую базу для дальнейшего роста посещаемости. Пусть сегодня это невозможно сделать вживую, но рано или поздно беда отступит.
Сегодняшняя ситуация показала, что очень важное направление работы – это цифровизация музейного наследия и представление его в разных формах на системной, постоянной основе.
Мы сосредоточились на подготовке интересного видеоконтента и уже видим рост активности в соцсетях. У нас стало больше комментариев, увеличилась вовлеченность нашей аудитории. Нам важно не разочаровать наших виртуальных посетителей, предлагая им сляпанные на скорую руку продукты.
Кстати, оказалось, что сегодня больше всего откликов получают наши истории, связанные с живой природой. Это и понятно, ведь люди, которые проводят день за днем в четырех стенах, нуждаются в какой-то отдушине. Мы стараемся не забывать об этом и показывать красоты Куликова поля.
— Строите ли вы планы на работу музея после карантина?
— Сегодня никто не знает, как долго продлится карантин, но уже ясно, что сразу после него не придется ожидать большого количества организованных групп.
Я думаю, что мы пересмотрим наши предложения для посетителей и будем на начальном этапе ориентироваться на семейные группы. Нам к этому не привыкать, у нас много индивидуальных семейных посетителей и работа в интернете, в первую очередь, адресована семье.
Некоторые массовые мероприятия нам придется перевести в режим онлайн. После выхода из карантина мы займемся трансформацией выставочной деятельности. Мы будем сокращать количество выставочных проектов, улучшая их содержание, делая комплексный продукт, для показа не только вживую, но и в интернете.
Хорошо, когда появляются новые посетители. Но сейчас очень важно не растерять тех посетителей, которые у нас уже были и хотят вернуться, наших преданных друзей. Из всякой беды можно извлечь полезные уроки.
— Что бы вы посоветовали небольшим музеям в ситуации карантина?
— Сейчас появилось очень много интересных, иногда неформальных и трогательных проектов. Не всегда стоит изобретать что-то свое, иногда, наоборот, стоит объединить усилия с другими музеями.
Наше карантинное сидение началось с замечательного проекта "Читаем "Задонщину"", когда во Всемирный день поэзии 21 марта 11 музеев читали это поэтическое произведение. Здесь были и Государственный исторический музей, и Музей Рублева, и Музей истории Санкт-Петербурга, музеи Крыма, Керчи и Ярославля.
Мы с удовольствием приняли участие во флешмобе "Музей скучает", который был организован нашими коллегами. Получился смешной, трогательный, неформальный проект. Объединение, особенно в таких ситуациях, приносит только пользу.