"Колесо обозрения": как привлечь людей с инвалидностью в музеи
"Колесо обозрения" – некоммерческая организация, целью которой является социализация и творческая реабилитации людей с инвалидностью, а также формирование в музеях доступной и комфортной среды. О том, как она появилась и развивалась, рассказывает директор Наталья Черкасова.
Читать на сайте Ria.ruВсе началось с волонтерства в музеях. Правда, не в России. Наталья Черкасова рассказывает, что одно время жила и работала в США, а в свободное время посещала музеи, где была волонтером. Там и увидела, как в музеях работают с аудиторией, в том числе с теми людьми, у которых есть особые потребности.
"Я увидела некий новый для меня лично подход к людям – как к людям с инвалидностью, так и к людям старшего поколения, мигрантам, то есть к любым людям, категориям населения", – рассказывает Наталья.
Она признается, что видеть людей с инвалидностью, вовлеченных в социальную и культурную жизнь поначалу было для нее непривычным.
"Я видела людей с синдромом Дауна, работающих в супермаркетах, людей с какими-то ограничениями в движениях, которые работают в кинотеатрах, вообще людей с инвалидностью на улице. И это сначала вызвало у меня удивление: как оказывается здесь много людей с инвалидностью! А потом наступило осознание: они есть и у нас, мы своих просто не видим, потому что эти люди живут скрыто, у них нет таких возможностей, как у людей с инвалидностью в других странах. И захотелось что-то сделать, как-то изменить ситуацию. Просто была такая вот гражданская инициатива", – говорит она.
Я поведу тебя в музей
По первому образованию Наталья Черкасова экономист, но ее настоящая страсть – музеи, именно в этой сфере ей хотелось реализовать себя. Еще до отъезда за границу она закончила МВА-Арт-менеджмент Центра креативных индустрий МГУ, где и познакомилась со своим соратником по проекту Юлией Беловой, которая сегодня курирует реализацию программы "Колесо обозрения" в музеях.
Вернувшись в Россию, Наталья взялась за организацию экскурсии в музей для детей с инвалидностью. По ее словам, с самой организацией сложностей не возникло. Сотрудники Мультимедиа Арт музея – первого музея, в который она обратилась, заинтересовались ее инициативой и были готовы помочь.
Проблемы возникли с привлечением аудитории. Оказалось, что нужно преодолевать барьеры не только и не столько со стороны музеев, но и со стороны самих родителей детей с инвалидностью.
По ее словам, самым сложным было объяснить родителям, зачем их детям нужно идти в музей, ведь экскурсии для них не являются необходимыми, как, например, реабилитация. Многие боялись выходить за рамки привычного сценария, потому что сталкивались с негативом по отношению к себе, к своим детям, и каждый выход в новое пространство всегда являлся стрессом. Было недоверие и к самим участникам проекта.
«
До сих пор очень часто люди думают, что я сама являюсь мамой ребенка с особенностями. Очень удивляются, что это не так и никто из команды не имеет детей с особенностями. Когда понимают, что и в окружении таких детей или людей нет, то возникает непонимание: зачем это вам? То есть людям, даже самим родителям, сложно понять, что небольшая группа людей искренне переживает и пытается что-то изменить в жизни детей с особенностями развития", – рассказывает Наталья.
В конце концов первую группу для экскурсии все же удалось найти в одном из мини-сообществ родителей детей с инвалидностью. Однако стало очевидно, что в следующий раз нужно браться за организацию иначе.
"Я обратилась в РООИ (Региональная общественная организация инвалидов – прим.ред.) "Перспектива", они работают с подростками в том числе. И мы договорились, что будем привлекать их в наши музейные походы", – рассказывает Наталья.
За первый учебный год было проведено меньше десяти занятий, поскольку и Наталья Черкасова, и ее добровольные помощники занимались проектом в свободное от работы время.
Поднять неподъемное
В сентябре следующего учебного года Наталье Черкасовой неожиданно начали звонить не только представители музеев, где они организовывали экскурсии, но и родители особенных детей. И тех, и других интересовало, будут ли новые занятия? Музеи составляли планы на год, а людям просто понравилось, они снова хотели приходить на экскурсии, организованные специально для тех, у кого есть те или иные особенности здоровья. Приходить туда, где они чувствовали себя комфортно, не боялись неприятия со стороны других посетителей или сотрудников музеев.
«
Люди звонили, и я поняла, что такой проект действительно нужен. Изначально не было цели создавать под него некоммерческую организацию, я думала, что должна найти для этой идеи какую-то платформу в виде большого благотворительного фонда, которому было бы интересно этим заняться. Но в то время мне такой фонд найти не удалось. Сейчас я лучше уже понимаю, что таким организациям сложно включить в свою работу идеи, которые приходят извне. Мне говорили: у нас деятельность уставная, свои проекты, приоритеты, и этот проект никак не вписывается, либо вписывается, но нет денег, людей", – рассказывает она.
Тем не менее оставлять проект Наталья не собиралась. В это время она ушла с предыдущего места работы – свободного времени стало больше, а то, что развитие проекта потребует много времени и сил, было уже очевидно. Нужно было договариваться с новыми музеями о сотрудничестве, наладить взаимодействие с экспертами, имеющими опыт работы с посетителями с инвалидностью.
"Нужно было не только обучать других, нужно было учиться и нам самим, для того чтобы сделать занятия в наших группах более комфортными для всех участников", – говорит Наталья Черкасова.
Доступный музей: легко ли сделать культуру инклюзивной Началось сотрудничество с благотворительными организациями, такими как Центр лечебной педагогики, который одним из первых в России стал оказывать помощь детям, считавшимся необучаемыми, или благотворительным фондом "Даунсайд Ап", специализирующемся на поддержке людей с синдромом Дауна.
"Я очень рада была найти единомышленников в лице Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) и благотворительного фонда “Вклад в будущее”, благодаря партнерству с которыми получилось реализовать важный и системный проект “Инклюзивный музей”. Уже 18–19 апреля 2020 года в рамках проекта состоится третья всероссийская инклюзивная акция “Музей для всех!”, основная цель которой – привлечь внимание общества к значимости равноправного участия всех людей в культурной жизни", – делится Наталья.
У проекта "Колесо обозрения" появился сайт, на котором можно зарегистрироваться для участия в занятиях. После экскурсий в музеях начали проводить мастер-классы, во время которых дети могут закрепить пройденный на экскурсии материал, а после него – чаепитие, во время которого ребята и мамы общаются и обмениваются впечатлениями.
Творческая реабилитация
По словам Черкасовой, творческая деятельность, взаимодействие с искусством оказывают положительное влияние на психологическое состояние человека. В музеях реализуются просветительские и образовательные программы, приобщающие посетителей к наследию страны, традициям, истории и науке, а участие в групповых музейных программах оказывает эффективную социальную поддержку и улучшает коммуникативные навыки вне зависимости от состояния здоровья посетителя.
"Мы видели, какой положительный эффект оказывают наши экскурсии и занятия, причем родителям, которые приходят к нам с детьми, эти экскурсии на самом деле не менее важны, чем детям. Для мам, а с детьми чаще всего приходят именно мамы, которые не могут работать, постоянно находятся со своими детьми, – это и возможность вырваться из привычного замкнутого круга обязанностей, и встретиться с другими родителями, испытывающими сходные трудности, да и просто немного отдохнуть. Между прочим походы в музеи в некоторых западных странах иногда даже прописывают как средство от депрессии", – рассказывает Наталья Черкасова. Она подчеркивает, что все программы для участников проекта являются бесплатными.
«
Нам очень важно, чтобы как можно больше семей могли приходить к нам на занятия, могли бывать в музеях. Культурный досуг важен для каждого человека, в том числе для людей, которые оказались в непростых жизненных ситуациях, связанных в том числе с болезнями детей", – объясняет она.
Планы на будущее
"Без единомышленников я бы не рискнула отправиться в это путешествие", – делится Наталья и добавляет, что без тех людей, которые помогали ей и поддерживали проект с самых первых дней, она бы не справилась.
Сегодня "Колесо обозрения" – это небольшая, но слаженная команда единомышленников, основной костяк которой составляют всего три сотрудника: сама Наталья, Юлия Белова и Екатерина Шуваева – координатор проекта, а также команда волонтеров, участие которой очень важно как для организации новых занятий в музеях, так и для продвижения идей "Колеса обозрения" по развитию комфортной и безопасной среды в музеях.
По следам Беринга: детей с инвалидностью ждет квест с хаски Сейчас Наталья мечтает, чтобы "Колесо обозрения" вышло за рамки Москвы. Пока "Колесо" остается в основном московским проектом, но уже сделан первый шаг в регионы: уже пятое лето "Колесо обозрения" проводит творческий конкурс для детей и молодых людей с инвалидностью из разных городов в возрасте от 6 до 20 лет, а также и их братьев и сестер, "Я художник, я так вижу".
Расширяется количество московских и региональных музеев, с которыми сотрудничает "Колесо обозрения", региональных фондов, которые поддерживают конкурс на местах.
"Мы видим, как происходят реальные изменения, и это нас вдохновляет", – говорит Наталья Черкасова и добавляет, что сделать музейную среду по-настоящему комфортной и доступной для разных категорий посетителей, в том числе для людей с инвалидностью, возможно лишь совместными усилиями, объединяющими не только музейное сообщество, экспертов НКО и людей с инвалидностью, но и все общество в целом.