Новый министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что министерству необходимо взять паузу с вопросом о принятии федеральных государственных образовательных стандартов и обсудить их с профессиональным сообществом. Почему эта тема вызывает серьезные разногласия среди педагогов? Пошли ли реформы последних лет на пользу отечественному образованию? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказала директор Самарского филиала РАНХиГС Виктория Прудникова.
- Виктория Аркадьевна, какие основные споры в сообществе педагогов идут вокруг принятия новых стандартов образования?
- На мой взгляд, основная проблема сегодня в том, что педагогическое сообщество, как и общество в целом, не может договориться об относительной важности "жестких" и "мягких" навыков в образовании.
Предыдущие руководители министерства просвещения считали: для того, чтобы человек смог занять достойное место в жизни, ему надо дать большой пакет знаний - огромное количество фактов и законов, книг, которые ему нужно прочитать, и исторических сюжетов, которые нужно знать. Это так называемые предметные или "жесткие" навыки.
Я же думаю, что основой для успешной жизни, скорее, может стать развитие "мягких" навыков, ключевых компетенций. Человеку, конечно, нужно разбираться в фундаментальных областях знаний, чтобы построить на их базе свое представление о том, как устроен мир вокруг нас и как устроены общественные отношения. Но ему также нужно уметь быстро и эффективно реагировать на происходящие изменения, взаимодействовать с другими людьми, управлять собой, не воспроизводить освоенный алгоритм, а создавать каждый раз новый.
- В социальных сетях часто пишут: "Верните советскую школу, и все будет хорошо"…
- Я совершенно уверена, что хорошо не будет. И не потому, что мне не нравится советская школа: я сама заканчивала советскую физико-математическую школу, где знаниям придавали очень большое значение. Но я прекрасно понимаю, что это не единственное, что сегодня необходимо человеку. Человеку надо освоить инструменты и технологии, сформировать ряд личностных качеств, которые позволят ему быть успешным в будущем.
Кроме того, в прошлом, жизнь была построена по-другому. В ней было очень большое пространство для социализации детей, которого сегодня нет. Например, это двор, пионеры, комсомол, ГТО, "Зарница", пионерский лагерь… Дети были очень самостоятельными, с 7-8 лет сами ходили в школу, разогревали себе обед, гуляли во дворе с ключом на шее, ездили на кружки и секции.
Сегодня у детей нет этого пространства, что ограничивает их навыки социализации и самоуправления. Мы должны создавать поле для того, чтобы они научились действовать, ошибаться, принимать решения, нести ответственность за свой выбор.
- Как, на ваш взгляд, можно было бы примирить разные мнения по поводу стандарта образования?
- Дело не в том, что сегодняшний стандарт плохой; на мой взгляд, он вполне пригодный и нужно не столько менять его, сколько научиться реализовывать. Проблема в том, что у нас нет общественного договора, площадок для профессионального обсуждения нововведений со стороны министерства. То в школьную программу вводится астрономия, то все должны играть в шахматы, и во всем этом отсутствует логика, непонятно, куда и зачем мы идем.
Эти меры вызывают недовольство в профессиональном сообществе, и сегодня уже сложно найти родителя, который сказал бы: "У моих детей замечательная школа, они с удовольствием учатся, меня все устраивает".
- Можно ли оценить последствия уже проведенных за последние годы реформ?
- Накопилась критическая масса недоверия к реформам. Это очень плохо, потому что теперь будет сложно найти консенсус, мотивировать учителей принимать изменения, а родителей – их поддерживать. Все устали.
В последние годы реформы забуксовали, произошел даже откат назад, поэтому сложно говорить об их результатах. Одно из исключений - Единый госэкзамен. О нем было много споров, но сегодня все признают, что он позволил принципиально изменить структуру приема в высшую школу. И сегодня любой человек, который успешно учится, может поступить в любой университет страны.
К числу важных недостатков, которые сегодня серьезно тормозят развитие образования, можно отнести неизменность традиционного школьного уклада - парты в затылок, учитель у доски, ученик пересказывает вчерашний рассказ учителя… В этой среде нет места ни деятельностному подходу, ни цифровизации. Старая архитектура школьного пространства не запрашивает и не формирует ничего нового.
- Как будет, на ваш взгляд, меняться российское образование в ближайшие годы?
- Прогнозировать очень трудно, учитывая смену руководства в министерстве просвещения. Хотя новый министр говорит о преемственности по отношению к предыдущем курсу.
Но мне кажется очень важным, что сегодня многие политики и люди, принимающие решения в стране, осознают, что не все в порядке в образовательном королевстве, и что необходимо этим заниматься.
Люди, принимающие решения, должны признать, что реальность за стенами школы изменилась и в школе тоже должны произойти изменения. Педагоги должны понять, что гаджет в руках у ребенка – это не зло, а данность, и надо научиться работать с этой данностью. Что ребенок, который знает историю и литературу и умеет доказать все теоремы, не обязательно будет успешным. Ему нужен еще целый ряд дополнительных качеств, чтобы он смог стать хорошим работником, гражданином и семьянином.
- Какое звено образования будет меняться сильнее всего и почему?
- Я надеюсь, что основные изменения коснутся образования взрослых.
Россия отстает от многих стран в плане включенности взрослого населения в образование. Сегодня, как правило, человек в течение жизни меняет вид деятельности, а в будущем набор профессий и содержание каждой из них будут меняться еще быстрее.
Взрослого человека нужно учить не так, как ребенка, и другому. Технологии меняются настолько быстро, что ни один специалист не будет успешным, если в течение жизни он не будет уметь быстро и самостоятельно осваивать новые технологии. Поэтому, мой взгляд, продолжится бурный рост сферы дополнительного образования для взрослых.
- Как эти перемены отразятся на системе подготовки педагогов?
- Важно понимать, что никакие подходы в области обучения "мягким" навыкам мы не сможем реализовать, пока учитель сам не будет обладать этими навыками и не будет знать, как передать их ученикам. Поэтому система подготовки педагогов должна меняться.
Педагогическим образованием сегодня недовольны все. Согласно опросу удовлетворенности студентов, проведенному РИА Новости, наибольшее недовольство своими университетами показали студенты (66%) педагогических вузов. Мы видим, что педагогическое образование – это двойной негативный отбор. Сначала в педвузы пошли самые неуспешные выпускники школ, а потом самые неуспешные выпускники педвузов попали в школы.
Чтобы это изменилось, необходимо поднять статус учителя, престиж учительской профессии, например, как это произошло в Москве.
Кроме того, нужно внедрять "дуальное" педагогическое образование, когда большая часть подготовки студентов проходит в реальной практике. И эта модель хорошо вписывается в болонскую систему, когда выпускник бакалавриата по тому или иному академическому профилю (например, по математике или химии), может прийти в магистратуру по педагогике.
Такая схема позволяет молодому человеку сделать более осознанный выбор, не в 18 лет, а в 21 год, когда он лучше понимает, что он хочет делать дальше. Магистратура научит его тому, как научить других, и это совершенно особая деятельность, которой даже в педагогических университетах часто уделяют недостаточное внимание.
Нужно понимать, что пост-профориентация очень важна. Человек, находясь уже в университете, должен понять, будет ли он исследователем, педагогом или инженером. Неслучайно президент в недавнем послании сказал, что "нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии".
Все это важные элементы, без которых реформы в образовании не будут успешными.
Интервью подготовлено в преддверии XVII ежегодной конференции Тенденции развития образования: "Как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы", которая пройдет в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН, "Шанинка") 13-15 февраля.