Как женщинам с детьми не пропасть в каменных джунглях, где семьям с малышами можно отдохнуть и из каких учреждений вас не выгонят из-за кричащего младенца, рассказала руководитель проекта Kid-Friendly Мария Залунина.
– С чего началось создание приложения? Как в целом стали появляться кид-френдли-места?
– Идея родилась в результате исследования, которое провело в 2015 году Агентство стратегических инициатив (АСИ). Оказалось, что в городской инфраструктуре не хватает мест, куда можно зайти и как минимум попросить воды или сходить в туалет. Мы решили, что пора что-то изменить и сделать городское пространство более привлекательным в глазах родителей и их детей.
1 июня 2016 года мы провели презентацию в "Артеке", и проект стартовал!
– Есть ли отзывы на приложение? Оно действительно облегчает жизнь?
– Мы получаем много положительных отзывов. Мамы и папы с удовольствием говорят нам о том, что можно было бы доработать, и мы это делаем. Судя по отзывам, особенно необходимым наше приложение оказывается тогда, когда родители с детьми приезжают в какой-то незнакомый город. Это помогает им лучше ориентироваться.
– Зачем создавать кид-френдли-пространства в городе? Без них нельзя комфортно передвигаться?
– Френдли-пространства для детей создают наши партнеры, а мы решили отметить их на карте города, чтобы мамам, папам и няням было легче строить свой маршрут с детьми в течение дня. В основном речь идет о малышах, с которыми по городу передвигаться все еще не очень комфортно. В общественных местах, которые изо дня в день посещают родители, часто не предусмотрено дружелюбное отношение к детям. Банки, салоны и прочие места не рассчитаны на них. Именно это мы и хотим изменить.
С тех пор как в Москве количество кид-френдли-пространств серьезно увеличилось, передвигаться по городу с малышом стало гораздо комфортнее. Наши подписчики в Instagram часто пишут комментарии из разряда: "Моему ребенку четыре месяца. Завтра я еду на Новый Арбат. Скажите, где я могу там покормить грудью?". В нашем приложении еще не появилась графа "Кормление грудью", поэтому люди обращаются к нам напрямую, чтобы узнать, где именно в конкретном районе можно покормить ребенка грудью или перепеленать его. Это говорит о том, что такой сервис действительно нужен и что мамам пока не очень комфортно в нашем большом городе передвигаться с маленькими детьми.
Объясню, почему лично я подключилась к этому проекту. Он возник тогда, когда моему ребенку было чуть меньше года. Я всегда жила активной жизнью, и, чтобы продолжать жить в таком же ритме с маленьким ребенком, мне каждый день нужно было преодолевать огромное количество препятствий. Например, чтобы сесть в такси с малышом, нужно заплатить в два раза больше за детское кресло. Чтобы доехать до кафе, нужно предварительно узнать, есть ли там зона для пеленания, для кормления грудью, дружелюбный ли там персонал. А я не знала, где найти такую информацию. Сама искала номера телефонов разных заведений, звонила, спрашивала, могу ли я приехать с маленьким ребенком и поработать, пока она будет лежать в люльке.
Потом начались проблемы с колясками. Оказалось, например, что зимой или в межсезонье, когда у нас слякоть, не всегда и не везде можно пройти с коляской и припарковать ее. Не везде есть пандусы. Не в каждом салоне красоты или банке готовы помочь открыть дверь маме с ребенком на руках. А в этом измеряется комфорт. Чтобы мама могла, не задумываясь, жить той жизнью, которой она жила до рождения малыша.
– Как родители комментируют приложение, после того как сходили с детьми в такие места?
– Отзывов больше всего в Instagram, но некоторые также пишут нам на почту. Комментарии есть разные. Но и отрицательным отзывам мы тоже рады. К сожалению, мы не можем полностью контролировать, насколько в отмеченных нами на карте точках выполняются все условия, необходимые родителям. Но мы всегда делимся полученными комментариями с нашими партнерами, чтобы они могли совершенствоваться.
– Как вы считаете, можно ли изменить отношение к детям в общественных пространствах и как этого добиться?
– Сейчас именно это – наша основная задача. Проект Kid-Friendly за два с половиной года превратился из информационного ресурса, который просто объединял точки, готовые быть дружелюбными к детям, еще и в образовательный и благотворительный проект. Мы разработали курс для наших новых партнеров, направленный на дружелюбное отношение их персонала к клиентам с детьми. В зависимости от того, сколько сотрудников нужно обучить, мы проводим занятия либо бесплатно, либо за небольшое пожертвование.
В течение курса мы рассказываем, как вести себя в сложных ситуациях с ребенком. Что делать, если у ребенка началась истерика, а мама в это время общается с сотрудником банка? Как играть с ребенком, как его отвлечь, как реагировать, если ребенок упал? Развиваем элементарные навыки первой помощи и безопасности, навыки сочувствия, сопричастности к тому, что в каждой конкретной ситуации испытывает ребенок и его мама. Учим входить в положение клиента, у которого двое-трое детей, и он зашел в какую-то точку из сферы услуг. Мы разложили на пункты, как вести себя с таким клиентом и его детьми.
–Какие проблемы, на ваш взгляд, еще предстоит решить?
– Сейчас мы решаем проблему именно толерантного, осознанного и ответственного отношения в обществе к клиентам с детьми и к детям в целом.
На мой взгляд, в современном российском обществе есть две большие проблемы. Первая – отсутствие понимания чувств родителей и их детей. С помощью образовательного курса мы пытаемся это понимание донести. Возьмем для сравнения индийское общество. Я вообще считаю, что Индия – одна из самых кид-френдли-стран. Это качество измеряется не наличием или отсутствием туалетов, игрушек, девайсов и каких-то развивающих программ в точках обслуживания. Здесь каждый человек, увидев ребенка любого возраста, старается угадать, что сейчас этому малышу нужно, чем ему помочь. Это и есть "кид-френдли", и мы хотим развивать в России такое отношение к ребенку. Пока же у нас все стараются откупиться гаджетами, игрушками, а главное ведь именно отношение к ребенку, готовность понять и помочь.
Вторая проблема – это неприспособленность городского пространства для передвижения мамы и ребенка. В ходе исследований выяснилось, например, что отсутствует навигация по городу для детей. Взрослый человек поднимает голову, чтобы посмотреть, где находится Пушкинский музей и в какую сторону повернуть, чтобы прийти к Красной площади. Очень бы хотелось видеть такие указатели и для детей.
Ну и, конечно, пандусы и защитные козырьки для колясок, скамейки и лавочки для переодевания детей в зимнее время года. Вся эта инфраструктура пока отсутствует. В Москве, даже в центре города, во многих кварталах сложно найти туалет. И когда ребенок, гуляя с няней на площадке, хочет в туалет, няня не знает, куда его отвести. Хорошо, если рядом есть точка кого-то из наших партнеров. А если нет? Многие заведения все еще не готовы пускать детей в туалет. Получается, что в таком случае ребенку нужно идти до дома, подниматься к себе в квартиру и все это время терпеть? Или сходить в туалет под кустик?
Отдельная проблема, не решаемая пока практически никем, – это развлечения для подростков. Люди, которые начинали заниматься нашим проектом, тогда были родителями 6–7-летних детей. Сейчас их детям по 10–11 лет, и эти ребята жалуются, что для детей их возраста в городе ничего нет. Если они заходят с родителями в кафе, то, даже если там есть детская зона, им в ней неинтересно. В салоне красоты, даже если есть телевизор с мультиками, эти мультики для малышей. Если они гуляют во дворе, детская площадка рассчитана на возраст до 8 лет. И это огромная проблема. У нас нет ни беседок, ни общественных мест с книгами и развивающими играми для детей среднего и старшего возраста.
– Большинство точек – в Москве и Петербурге. С чем это связано?
– Проект начал развиваться с Москвы, потом подключился Санкт-Петербург. Это самые активные российские города, самые развитые, так что неудивительно. Наверное, это связано еще и с тем, что бизнес-проекты в этих двух городах готовы меняться, искать новые подходы к клиенту, чтобы улучшать сервис.
– Какие регионы охвачены хуже всего? Где наиболее остро стоит проблема комфортного пространства для ребенка и его родителей?
– Есть на карте России города, где совсем нет наших точек. Всего у нас охвачено 74 региона. Степень охвата очень зависит от климата. Например, в таких городах, как Сочи, погода обычно располагает к тому, что с ребенком можно в любое время года выйти из дома и он комфортно проведет время. А где-нибудь в Норильске, в суровых климатических условиях, это не так-то просто. Пока у нас нет френдли-точек в подобных городах, но, надеюсь, обязательно появятся.