Как стоит реагировать на неправильное произношение слов другими людьми? Можно ли по грамотности человека судить о его интеллектуальных способностях? Как искоренить жаргон? Об этом и многом другом артековцы из медиаотряда д/л "Хрустальный" расспросили доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка филологического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена Михаила Дымарского.
- Михаил Яковлевич, как нужно реагировать на неправильное произношение слов другими людьми?
- Не всегда стоит реагировать. Есть множество ситуаций, когда поправки неуместны. Вы может сделать замечание, если уверены, что оно в корректной форме и не заденет собеседника. Если человек сказал что-то неправильно, то не надо его перебивать, просто скажите это слово в своей реплике, только уже правильно. Внимательный собеседник поймет свою ошибку.
- Не всегда стоит реагировать. Есть множество ситуаций, когда поправки неуместны. Вы может сделать замечание, если уверены, что оно в корректной форме и не заденет собеседника. Если человек сказал что-то неправильно, то не надо его перебивать, просто скажите это слово в своей реплике, только уже правильно. Внимательный собеседник поймет свою ошибку.
- Можно ли по грамотности человека судить о его интеллектуальных способностях?
- Первое побуждение - ответить: "да". Но это "да", я все-таки сдерживаю. Мне приходилось сталкиваться с людьми, которых я ни в коем случае не могу назвать неумными, но, тем не менее, они пишут с большим количеством ошибок. Грамотность - понятие не плоское, здесь разные составляющие. И обязательный элемент грамотности – это умение уважать других, важно не коробить другого за то, что он "так" пишет.
- Могли бы вы дать несколько советов, как написать хороший и интересный текст?
- Во-первых, хороший и интересный текст – тот, в котором остается "воздух", чтобы читатель мог додумать сам, нужно только подтолкнуть его. Не бывает хорошего текста без стержня. Желательно обозначить его с самого начала, причем каким-то косвенным образом, например, заголовком или подзаголовком. Во-вторых, без личного отношения автора текст живым не будет.
- Во-первых, хороший и интересный текст – тот, в котором остается "воздух", чтобы читатель мог додумать сам, нужно только подтолкнуть его. Не бывает хорошего текста без стержня. Желательно обозначить его с самого начала, причем каким-то косвенным образом, например, заголовком или подзаголовком. Во-вторых, без личного отношения автора текст живым не будет.
- Есть ли в России статистика по грамотности населения?
- К сожалению, такой статистики в России нет. Правда, есть ежегодный "Тотальный диктант", но это добровольная проверка грамотности, к статистике она не имеет никакого отношения. Россияне только для себя проверяют собственное знание русского языка. Участие в диктанте - это состязание с самим собой. И оценка за диктант - не ярлык или клеймо, а лишь повод выяснить, над чем стоит работать. Кроме того, в данном случае работает принцип анонимности. Никто из участников не обязан писать свое имя или сдавать работу, поэтому статистику даже по "тотальному диктанту" не собрать.
- Можно ли как-то искоренить у современной молодежи "любовь" к жаргону?
- Искоренять жаргон нет никакой необходимости, если человек понимает, в каком обществе он находится, и отдает отчет, как нужно общаться в той или иной группе людей. Жаргонные слова были и в 60-е, и в 90-е годы. Они и останутся. Это, как вхождение в какое-то определенное общество, "свой" или "не свой". Обычно это проходит с возрастом.
- Какие бы вы могли дать советы иностранцам, которые хотят выучить русский язык?
- Чтобы иностранцам легче было учить русский язык, необходимо не только посещать занятия, но и общаться с носителями этого языка. Нужна практика, как и в любом другом языке. Или же между собой общаться только на русском.