https://sn.ria.ru/20250531/neyroset-2020073650.html
Как не стать "мамонтом"? Эксперт рассказала о влиянии ИИ на вузы
Как не стать "мамонтом"? Эксперт рассказала о влиянии ИИ на вузы - Социальный навигатор РИА Новости, 31.05.2025
Как не стать "мамонтом"? Эксперт рассказала о влиянии ИИ на вузы
Современное образование стремительно меняется под влиянием искусственного интеллекта, и ключевой вопрос уже не в том, стоит ли внедрять ИИ в вузы, а в том, как... Социальный навигатор РИА Новости, 31.05.2025
2025-05-31T07:00:00+03:00
2025-05-31T07:00:00+03:00
2025-05-31T07:00:00+03:00
социальный навигатор
общество
сколково
тюменский государственный университет
сн_образование
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e9/05/1e/2020073476_0:156:3000:1844_1920x0_80_0_0_c74ba06b16c835a9f124adf0d8e78bc9.jpg
МОСКВА, 31 мая — РИА Новости. Современное образование стремительно меняется под влиянием искусственного интеллекта, и ключевой вопрос уже не в том, стоит ли внедрять ИИ в вузы, а в том, как сделать это грамотно. О перспективах развития чат-ботов, персонализированном обучении и задачах, в которых ИИ уже превосходит человека, рассказала в преддверии форума "ИИ в высшем образовании" директор Школы образования и Центра образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта ТюмГУ Ульяна Раведовская.– ИИ не заменит людей, но люди, использующие ИИ, заменят людей, которые этого не делают. Эту фразу можно назвать девизом предстоящего форума, который пройдет в ТюмГУ. Кто такой продвинутый пользователь ИИ и что он умеет?– Продвинутый пользователь четко понимает задачу, которую он хочет решить с помощью ИИ, какой именно результат важно получить. Чем больше в этом конкретики, тем больше шансов на продуктивное применение ИИ, тем меньше сбоев. Понимание задачи избавляет от использования ради использования.Понять конкретную задачу непросто. Когда мы создаем наши образовательные решения с использованием ИИ, мы сталкиваемся с большой неопределенностью в задачах. Для упрощения работы мы анализируем конкретные ситуации, в которых разные акторы в образовательном процессе будут использовать ИИ. Это помогает разобраться с задачей и образом действий.– Существует мнение, что современные чат-боты уже достигли пика развития и им практически "некуда расти", потому что они не видят причинно-следственную связь и плохо воспринимают любую перемену условий. Что вы думаете по этому поводу?– Инженеры в нашем университете и компаниях-партнерах говорят, что сегодняшнее состояние не является пиком развития, и с удовольствием берут в работу запросы от университета на развитие технологий. В частности, ИИ воспринимается нами как ресурс для создания по-настоящему персонализированного обучения, требующего учета большого количества сложно связанных факторов. Преподавателю это не под силу.– Как быть с тем, что нейросети часто фантазируют и выдают за факты недостоверную информацию? Не мешает ли это включению их в образовательный процесс?– Такая особенность, конечно, мешает в образовательном процессе. Но она поддается коррекции. Наши ИИ-персоны (кастомизированные чат-боты) умеют корректно и надежно работать с научными источниками.– Есть ли задачи, которые ИИ выполняет даже лучше человека? А какие образовательные задачи категорически не следует передавать ИИ из-за риска ухудшения качества обучения?– В задачах, связанных с оценкой и обратной связью, ИИ в основном выигрывает: дает качественную, критериальную, подробную обратную связь в заданном тоне, причем столько раз, сколько нужно студенту для продвижения. Надеюсь, что через 5-10 лет в функциях ИИ будет точное выстраивание индивидуальной траектории развития с учетом множества факторов, влияющих на результат конкретного студента.Сложную дискуссию со студентом ИИ тоже может создать, но пока проигрывает преподавателю в том, как его воспринимает учащийся.С задачами, связанными с управлением мотивацией студентов, поддержанием личного контакта и созданием представления об устройстве предметной области в целом пока лучше справляется живой преподаватель.– Какие навыки являются критически важными для студентов и преподавателей в эпоху ИИ?– Все большую ценность приобретают навыки, которые называют навыками 21 века. Это мышление, коммуникация, способность учиться и переучиваться, способность управлять собой, способность занимать авторскую позицию.– Как меняются подходы к проверке курсовых и выпускных квалификационных работ на плагиат? И где проходит грань между интеллектуальным партнерством с ИИ и плагиатом?– Наш университет совершенно официально разрешил использование ИИ при подготовке выпускных работ. Но при этом студент должен фиксировать, для чего именно и как был использован искусственный интеллект.Разграничение интеллектуального партнерства и плагиата — это интересный вопрос! Партнеры по определению вносят равновесные вклады в результат, при этом уважают позицию, размышления второй стороны, формируют собственный взгляд. В отсутствии собственной обоснованной позиции как раз есть признак плагиата.Форум "ИИ в высшем образовании. Новые образовательные модели российских университетов" организованный Тюменским государственным университетом совместно с Центром трансформации образования Сколково и Московским физико-техническим институтом пройдет с пятого по шестое июля.Форум является частью стратегической цели ТюмГУ "Проектирование будущего: человек" в рамках программы развития университета "Приоритета 2030".
https://ri.ria.ru/20241119/universitet-1984424720.html
сколково
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2025
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e9/05/1e/2020073476_167:0:2834:2000_1920x0_80_0_0_bb857ae89c565871b75dd807e09c50f6.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
социальный навигатор, общество, сколково, тюменский государственный университет, сн_образование
Социальный навигатор, Общество, Сколково, Тюменский государственный университет, СН_Образование
МОСКВА, 31 мая — РИА Новости. Современное образование стремительно меняется под влиянием искусственного интеллекта, и ключевой вопрос уже не в том, стоит ли внедрять ИИ в вузы, а в том, как сделать это грамотно. О перспективах развития чат-ботов, персонализированном обучении и задачах, в которых ИИ уже превосходит человека, рассказала в преддверии форума "ИИ в высшем образовании" директор Школы образования и Центра образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта
ТюмГУ Ульяна Раведовская.
– ИИ не заменит людей, но люди, использующие ИИ, заменят людей, которые этого не делают. Эту фразу можно назвать девизом предстоящего форума, который пройдет в ТюмГУ. Кто такой продвинутый пользователь ИИ и что он умеет?
– Продвинутый пользователь четко понимает задачу, которую он хочет решить с помощью ИИ, какой именно результат важно получить. Чем больше в этом конкретики, тем больше шансов на продуктивное применение ИИ, тем меньше сбоев. Понимание задачи избавляет от использования ради использования.
Понять конкретную задачу непросто. Когда мы создаем наши образовательные решения с использованием ИИ, мы сталкиваемся с большой неопределенностью в задачах. Для упрощения работы мы анализируем конкретные ситуации, в которых разные акторы в образовательном процессе будут использовать ИИ. Это помогает разобраться с задачей и образом действий.
– Существует мнение, что современные чат-боты уже достигли пика развития и им практически "некуда расти", потому что они не видят причинно-следственную связь и плохо воспринимают любую перемену условий. Что вы думаете по этому поводу?
– Инженеры в нашем университете и компаниях-партнерах говорят, что сегодняшнее состояние не является пиком развития, и с удовольствием берут в работу запросы от университета на развитие технологий. В частности, ИИ воспринимается нами как ресурс для создания по-настоящему персонализированного обучения, требующего учета большого количества сложно связанных факторов. Преподавателю это не под силу.
– Как быть с тем, что нейросети часто фантазируют и выдают за факты недостоверную информацию? Не мешает ли это включению их в образовательный процесс?
– Такая особенность, конечно, мешает в образовательном процессе. Но она поддается коррекции. Наши ИИ-персоны (кастомизированные чат-боты) умеют корректно и надежно работать с научными источниками.
– Есть ли задачи, которые ИИ выполняет даже лучше человека? А какие образовательные задачи категорически не следует передавать ИИ из-за риска ухудшения качества обучения?
– В задачах, связанных с оценкой и обратной связью, ИИ в основном выигрывает: дает качественную, критериальную, подробную обратную связь в заданном тоне, причем столько раз, сколько нужно студенту для продвижения. Надеюсь, что через 5-10 лет в функциях ИИ будет точное выстраивание индивидуальной траектории развития с учетом множества факторов, влияющих на результат конкретного студента.
Сложную дискуссию со студентом ИИ тоже может создать, но пока проигрывает преподавателю в том, как его воспринимает учащийся.
С задачами, связанными с управлением мотивацией студентов, поддержанием личного контакта и созданием представления об устройстве предметной области в целом пока лучше справляется живой преподаватель.
– Какие навыки являются критически важными для студентов и преподавателей в эпоху ИИ?
– Все большую ценность приобретают навыки, которые называют навыками 21 века. Это мышление, коммуникация, способность учиться и переучиваться, способность управлять собой, способность занимать авторскую позицию.
– Как меняются подходы к проверке курсовых и выпускных квалификационных работ на плагиат? И где проходит грань между интеллектуальным партнерством с ИИ и плагиатом?
– Наш университет совершенно официально разрешил использование ИИ при подготовке выпускных работ. Но при этом студент должен фиксировать, для чего именно и как был использован искусственный интеллект.
Разграничение интеллектуального партнерства и плагиата — это интересный вопрос! Партнеры по определению вносят равновесные вклады в результат, при этом уважают позицию, размышления второй стороны, формируют собственный взгляд. В отсутствии собственной обоснованной позиции как раз есть признак плагиата.
Форум "ИИ в высшем образовании. Новые образовательные модели российских университетов" организованный Тюменским государственным университетом совместно с Центром трансформации образования Сколково и Московским физико-техническим институтом пройдет с пятого по шестое июля.
Форум является частью стратегической цели ТюмГУ "Проектирование будущего: человек" в рамках программы развития университета "Приоритета 2030".