Рейтинг@Mail.ru
Недетские вопросы: как говорить с ребенком о специальной военной операции - РИА Новости, 21.01.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор - РИА Новости, 1920
Социальный навигатор

Недетские вопросы: как говорить с ребенком о специальной военной операции

CC0 / / Недетские вопросы: как говорить с ребенком во время СВО
Недетские вопросы: как говорить с ребенком во время СВО - РИА Новости, 1920, 21.01.2023
Дети и подростки тонко чувствуют эмоциональный фон значимых взрослых, особенно когда те встречаются с вызовами времени, к которым даже сформировавшейся устойчивой психике не так просто адаптироваться быстро. О том, как говорить с ребенком о происходящем в России и мире сегодня, рассказала детский психолог Галина Шакова.

Адаптивность у взрослых и детей

Адаптивность как свойство психики имеет очень большое значение в жизни человека. Именно оно помогает нам выжить в различных условиях, приспособиться к условиям внешней среды и обстоятельствам, анализировать ситуации, возможности и собственные ресурсы. Время неуклонно идет вперед, меняя задачи, условия, заставляя нас идти с ним. И данное свойство особенно важно в настоящем. И у каждого из нас на этом пути свои задачи. У уходящих на линию соприкосновения они одни – важные, ответственные, опасные; у тех, кто остался за их спинами, другие, но также требующие сил и мудрости. Одна из таких задач – объяснить детям суть происходящего.
Уровень знаний и аналитических способностей не дают детям возможность составить собственное мнение о происходящем. Оно формируется под прямым или косвенным воздействием внешних факторов: отношением и эмоциональным состоянием значимых взрослых и тех объяснений, которые от них получают. Именно поэтому так важно, чтобы не было расхождения между тем, что мы говорим и транслируем невербально (эмоции, мимика, положение нашего тела, взгляд – это все дает другому те или иные сигналы).
Вырастить дерево и воспитать сына: психолог о родительстве в метафорах
Вырастить дерево и воспитать сына: психолог о родительстве в метафорах
Начиная разговор с ребенком, важно оценить собственное состояние. Чем больше мы сами проработали информацию и чем спокойнее она преподносится, тем легче ее принять. Важно сохранить ощущение устойчивости системы жизни ребенка, избегать ощущения безысходности. И, если ребенок видит ваши слезы, это тоже нужно объяснить в доступной форме.
Не менее важно избегать резких формулировок. Так, фраза "папа уходит на войну" вероятнее вызовет сильную тревогу и страх. Мягче ребенком воспримется объяснение, что папа принял решение помочь людям, которые сейчас в беде. Нельзя игнорировать и то, что дети инстинктивно чувствуют ложь, поэтому ее следует избегать. Как следует избегать и отрицания слез.
Ребенку нужно время, чтобы смириться и адаптироваться к новым обстоятельствам. Если же вопрос застал врасплох, важно не отвергать его, но и удержаться от чрезмерно эмоционального ответа. Скажите ребенку, что вы обязательно ответите на его вопрос, но чуть позже. Ответить же лучше не затягивая, чтобы не провоцировать заполнение пустоты домыслами или поисками ответов в Сети.

Подросток и его взгляды

В случае предстоящего разговора с подростком, в особенности имеющим отличные от ваших взгляды, постарайтесь воздержаться от резкого отрицания его позиции и желания мгновенно ее изменить. Переведите разговор в формат мягкой дискуссии. Уточните, на каких фактах и аргументах базируется его мнение, кто автор тех доводов, которые повлияли на него (какие это люди, чем занимаются, чего достигли). Аргументируйте свою позицию с точки зрения фактов, истории, морали. Дайте ссылки на источники, подтверждая тем самым, что это не исключительно ваше мнение. Постарайтесь найти тот ресурс, который позволит вашему ребенку расширить свои представления о ситуации, причинах и изменить свое мнение.
Молодые люди гуляют около Парка Горького в Москве - РИА Новости, 1920, 16.03.2021
Арифметика свободы: детский психолог дала советы родителям подростков
Чем уязвимее ребенок в силу возраста (в том числе подростковых кризисов) или личных качеств (ранимости, чуткости), тем более деликатно и обдуманно должна быть преподнесена информация, в том числе и количественно. Стоит дозировать информационный поток, концентрируя ребенка на его повседневных делах – школе, секциях, общении и прочем. Именно успешное решение этих вопросов и является его главной задачей на данном жизненном этапе.
Создать ощущение стабильности на уровне микросреды ребенка, не уклоняться от вопросов, но пропускать ответы через фильтр, отсекая чрезмерную эмоциональность, резкие или слишком сложные формулировки, избегать недоговорок или лжи, а также излишне сильного погружения ребенка в ситуацию, – все это новые задачи, которые ставит перед нами жизнь. И пройти их аккуратно и вдумчиво значит внести весомый вклад в формирование личных качеств наших детей, защитить их от разрушающей тревоги, вложить в них понятия чести и честности.
Галина Шакова специально для "Социального навигатора"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала