Саша окончил дистанционную школу в Москве, а потом поступил в Московский государственный психолого-педагогический университет на бакалавриат. Он окончил бакалавриат. Затем поступил в магистратуру. Он окончил магистратуру. Кто-то спросит: "Что здесь такого? Типичный путь студента". Но если знать Сашу лично и понимать, как ограничены его возможности, такого вопроса точно не возникнет.
Человек в инвалидной коляске. Саша не говорит, но способен пользоваться клавиатурой и печатать одним пальцем руки. Умнейший парень. Пишет стихи. Имеет мечты. Постоянно находится в коммуникации с внешним миром, открыт людям. Он ведет свой блог. Он научился просить о поддержке – редкий личностный ресурс для таких, как он.
Какое-то время Сашу на инвалидной коляске возила в университет его мама, потом она умерла, и он оказался без сопровождающего человека, без поддержки. Постепенно ему начали помогать добровольцы, волонтеры, обычные студенты, преподаватели… Сама вузовская среда естественным образом подстроилась под идеологию "университет для неравнодушных людей". Саша многих и многому научил. И его история не единична.
О том, как развивается современное инклюзивное образование в России, рассказали эксперты Московского государственного психолого-педагогического университета.
С начала XX и в течение 70 лет в России теорией и практикой образования детей с особенностями развития занимались дефектологи. Но уже тогда всемирно известный психолог Лев Выготский указывал на то, что чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать "особых" детей в отдельные группы, а практиковать их общение с остальными детьми.
"Глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы в целях удобства подбираем однородные коллективы аномальных детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции развития таких детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем аномального ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими детьми, мы усугубляем недоразвитие его высших функций", – писал он.
Шаг за шагом Россия начинает признавать интегрированное обучение детей-инвалидов: появляются первые специальные классы в общеобразовательных школах, и сама по себе глубоко гуманистическая идея включения "особых" детей в общее образование перестает быть чужеродной.
"Когда мы описываем историю становления инклюзивного образования в России, то начинаем с 1996 года, когда в Москве по инициативе родителей была создана первая школа для особых детей "Ковчег". Именно здесь была заложена сама культура инклюзии, понимание ее природы", – рассказывает директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Алехина.
В 2012 году президент Владимир Путин подписывает новый закон "Об образовании в Российской Федерации", в котором впервые введено понятие "инклюзивное образование" и "адаптированная образовательная программа". Страна приходит к важному выводу – у нас нет необучаемых детей.
Решающим фактором в развитии российской инклюзии стало принятие в 2016 году ФГОС для обучающихся с ОВЗ, которые определили основные требования к обучению особых детей в разных форматах обучения.
С 2011 года в стране действует государственная программа "Доступная среда", основанная на принципах доступности зданий и условий образования. Кроме того, в 2015 году был подписан правительственный документ, который говорит о том, что все здания и услуги в государственных организациях (образования, соцзащиты, спорта, туризма, культуры и др.) к 2030 году должны достичь стопроцентной доступности (пандусы, лифты, маркировка для людей с сенсорными нарушениями и пр.).
По наблюдениям Светланы Алехиной, инклюзивный процесс в России развивается очень по-особенному, не так, как в других странах.
На сегодняшний день 54 процента детей с ограниченными возможностями здоровья учатся в инклюзивных условиях. Остальные дети и их родители выбирают коррекционные школы. Как полагают эксперты, сама по себе такая модель, когда сохраняется коррекционное образование в отдельных образовательных организациях и "выращивается" специальное образование в массовых школах, это определенный баланс, открывающий родителям возможность выбирать.
Как отмечает президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень, 10 лет назад многим казалось, что инклюзия – это просто мода, такая временная "фишка"; она пройдет – надо просто пережить, а потом все эти дети разойдутся по своим закрытым учреждениям, но за 10 лет произошло признание государственной политики, которая позволяет расширить ворота входа самых разных детей в систему образования.
"До сих пор самыми большими проблемами, которые озвучивают наши кураторы, остаются адаптация программ, трансформация методических подходов, а также проблема педагогического креатива, ведь для развития инклюзии самая страшная вещь – это догма. У нас есть хорошие примерные адаптивные образовательные программы, которые приложены к ФГОС. Иногда их либо не читают, либо читают, но с выгодой для себя, но не с выгодой для детей. Почему? Педагог или школьный менеджер просто хочет оградить себя от такого взгляда на реальность, снять нагрузку", – подчеркивает она.
Как говорят зарубежные эксперты, инклюзия – это стратегия, ее невозможно взять в руки, и сказать: "О, я знаю, что это такое!".
"Действительно, это как полярная звезда, которую нельзя сделать объектом, но ты всегда ее видишь, она тебя навигирует в сложных путях. Инклюзия и сегодня остается целью, и путь к этой цели у каждой страны свой", – отмечает Светлана Алехина.
"Мы научились разговаривать с родителями особых детей – это тоже был сложный барьер. Массовая школа не учила таких детей, и в этом смысле она не была готова не только к "особому" ребенку, но и к его родителю. Сегодня мы уже понимаем, что если родитель выбирает конкретную школу, это однозначно требует его вовлечения в переговоры со школой. А значит, педагогу и родителю надо уметь договариваться, надо понимать друг друга, надо верить в друг друга и делать все возможное, чтобы ребенок мог включиться в школьную жизнь и чувствовать свой успех в такой неоднородной и нестандартной для него среде", – подчеркивает она.
Выстраиванием диалога между школой и родителями активно занимается Всероссийская организация родителей детей с инвалидностью (ВОРДИ).
"Мы договорились, что родители "в полный рост" принимают участие в рекомендациях инклюзивных школ. В связи с тем, что родители в наше время очень мотивированы собственными детьми и достаточно хорошо разбираются в законодательстве, во многих школах мы сталкиваемся с тем, что сами родители объясняют, чего они хотят от обучения своего ребенка в инклюзии", – рассказывает председатель совета этой организации Елена Клочко.
Институт проблем инклюзивного образования МГППУ, который более 10 лет изучает проблемное поле инклюзивного образования, в 2021 году получил задание Минпроса разработать модель инклюзивной образовательной среды и основные критерии оценки инклюзивности школы. Как полагают эксперты, это будет серьезное обобщение десятилетнего опыта инклюзии в отечественном образовании, и на это есть не только политический, но и гражданский запрос.
Родители, которые выбирают школу и будущее для своего ребенка, должны знать, какая школа готова предоставить ему условия и создать для него инклюзивную среду, а какая – еще не готова, не умеет и будет испытывать много трудностей.
"У нас большая страна с очень неравномерным финансовым ресурсным обеспечением в региональных системах образования. Каждый регион сам принимает решения, исходя из ресурсов, которые он имеет, как поддерживать развитие инклюзивного процесса", – поясняет директор института.
По ее словам, сегодня Россия постепенно овладевает понятиями "особые образовательные потребности" и "универсальный дизайн", на которых развивается инклюзия в других странах. Однако нормативно перейти к этим категориям будет непросто – это потребует больших финансовых расходов и новых программ обучения педагогов. Школа должны поддерживать не только детей с инвалидностью и ОВЗ, но и всех, кто нуждается в поддержке при получении образования – сироты, дети с неродным русским языком, дети с девиантным поведением и др.
В итоге все это выливается в новые смыслы: вводится еще более широкое понятие – "дружелюбная образовательная среда", которая строится не только на принципах инклюзии, но и просто дружелюбности и справедливости.