Рейтинг@Mail.ru
Люди как люди: 10 лет российской инклюзии - РИА Новости, 16.01.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Посетители на инклюзивном благотворительном фестивале House of Hearts на территории Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева в Москве

Люди как люди: 10 лет российской инклюзии

Саша окончил дистанционную школу в Москве, а потом поступил в Московский государственный психолого-педагогический университет на бакалавриат. Он окончил бакалавриат. Затем поступил в магистратуру. Он окончил магистратуру. Кто-то спросит: "Что здесь такого? Типичный путь студента". Но если знать Сашу лично и понимать, как ограничены его возможности, такого вопроса точно не возникнет.
Человек в инвалидной коляске. Саша не говорит, но способен пользоваться клавиатурой и печатать одним пальцем руки. Умнейший парень. Пишет стихи. Имеет мечты. Постоянно находится в коммуникации с внешним миром, открыт людям. Он ведет свой блог. Он научился просить о поддержке – редкий личностный ресурс для таких, как он.
Какое-то время Сашу на инвалидной коляске возила в университет его мама, потом она умерла, и он оказался без сопровождающего человека, без поддержки. Постепенно ему начали помогать добровольцы, волонтеры, обычные студенты, преподаватели… Сама вузовская среда естественным образом подстроилась под идеологию "университет для неравнодушных людей". Саша многих и многому научил. И его история не единична.
О том, как развивается современное инклюзивное образование в России, рассказали эксперты Московского государственного психолого-педагогического университета.
"Особые" вместе с "обычными"
С начала XX и в течение 70 лет в России теорией и практикой образования детей с особенностями развития занимались дефектологи. Но уже тогда всемирно известный психолог Лев Выготский указывал на то, что чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать "особых" детей в отдельные группы, а практиковать их общение с остальными детьми.
"Глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы в целях удобства подбираем однородные коллективы аномальных детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции развития таких детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем аномального ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими детьми, мы усугубляем недоразвитие его высших функций", – писал он.
Шаг за шагом Россия начинает признавать интегрированное обучение детей-инвалидов: появляются первые специальные классы в общеобразовательных школах, и сама по себе глубоко гуманистическая идея включения "особых" детей в общее образование перестает быть чужеродной.
"Когда мы описываем историю становления инклюзивного образования в России, то начинаем с 1996 года, когда в Москве по инициативе родителей была создана первая школа для особых детей "Ковчег". Именно здесь была заложена сама культура инклюзии, понимание ее природы", – рассказывает директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Алехина.
В 2012 году президент Владимир Путин подписывает новый закон "Об образовании в Российской Федерации", в котором впервые введено понятие "инклюзивное образование" и "адаптированная образовательная программа". Страна приходит к важному выводу – у нас нет необучаемых детей.
Решающим фактором в развитии российской инклюзии стало принятие в 2016 году ФГОС для обучающихся с ОВЗ, которые определили основные требования к обучению особых детей в разных форматах обучения.
© Фото : Пресс-служба МГППУЭкскурсия во Всероссийский музей народного и декоративно-прикладного искусства для учеников школы Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
Экскурсия во Всероссийский музей народного и декоративно-прикладного искусства для учеников школы Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
Экскурсия во Всероссийский музей народного и декоративно-прикладного искусства для учеников школы Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
© Фото : Пресс-служба МГППУВыступление хора Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ на Всероссийском инклюзивном фестивале #ЛюдиКакЛюди
Выступление хора Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ на Всероссийском инклюзивном фестивале #ЛюдиКакЛюди
Выступление хора Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ на Всероссийском инклюзивном фестивале #ЛюдиКакЛюди
© Фото : Пресс-служба МГППУКонсультации специалистов Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ на Всероссийском инклюзивном фестивале #ЛюдиКакЛюди
Консультации специалистов Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ на Всероссийском инклюзивном фестивале #ЛюдиКакЛюди
Консультации специалистов Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ на Всероссийском инклюзивном фестивале #ЛюдиКакЛюди
1.
Экскурсия во Всероссийский музей народного и декоративно-прикладного искусства для учеников школы Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
2.
Выступление хора Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ на Всероссийском инклюзивном фестивале #ЛюдиКакЛюди
3.
Консультации специалистов Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ на Всероссийском инклюзивном фестивале #ЛюдиКакЛюди
С 2011 года в стране действует государственная программа "Доступная среда", основанная на принципах доступности зданий и условий образования. Кроме того, в 2015 году был подписан правительственный документ, который говорит о том, что все здания и услуги в государственных организациях (образования, соцзащиты, спорта, туризма, культуры и др.) к 2030 году должны достичь стопроцентной доступности (пандусы, лифты, маркировка для людей с сенсорными нарушениями и пр.).
Свой путь российской инклюзии
По наблюдениям Светланы Алехиной, инклюзивный процесс в России развивается очень по-особенному, не так, как в других странах.
Директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана Алехина

"Во-первых, мы идем быстро, ожидая быстрых изменений. Во-вторых, российская инклюзивное образование развивается под государственной политикой, под сформулированными законодательными нормами. Да, их не всегда хватает, потому что возникает все больше практических ситуаций, которые требуют дополнительного нормативного определения, но основные требования сформулированы. И третья наша особенность – то, что мы пошли по модели сосуществования систем, когда родителям предоставлено право самостоятельно выбирать, где обучать своего ребенка – в коррекционной школе или в массовой школе. Никому больше это право не принадлежит – ни школе, ни психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Только от выбора и доверия родителей зависит настоящее и будущее инклюзивного образования в стране", – поясняет она.

Нет необучаемых детей, есть необученные школы
На сегодняшний день 54 процента детей с ограниченными возможностями здоровья учатся в инклюзивных условиях. Остальные дети и их родители выбирают коррекционные школы. Как полагают эксперты, сама по себе такая модель, когда сохраняется коррекционное образование в отдельных образовательных организациях и "выращивается" специальное образование в массовых школах, это определенный баланс, открывающий родителям возможность выбирать.
Как отмечает президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень, 10 лет назад многим казалось, что инклюзия – это просто мода, такая временная "фишка"; она пройдет – надо просто пережить, а потом все эти дети разойдутся по своим закрытым учреждениям, но за 10 лет произошло признание государственной политики, которая позволяет расширить ворота входа самых разных детей в систему образования.
Экскурсия в ГМИИ им. А. С. Пушкина  для учеников школы Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
Экскурсия в ГМИИ им. А. С. Пушкина для учеников школы Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
"До сих пор самыми большими проблемами, которые озвучивают наши кураторы, остаются адаптация программ, трансформация методических подходов, а также проблема педагогического креатива, ведь для развития инклюзии самая страшная вещь – это догма. У нас есть хорошие примерные адаптивные образовательные программы, которые приложены к ФГОС. Иногда их либо не читают, либо читают, но с выгодой для себя, но не с выгодой для детей. Почему? Педагог или школьный менеджер просто хочет оградить себя от такого взгляда на реальность, снять нагрузку", – подчеркивает она.
Родители "в полный рост"
Как говорят зарубежные эксперты, инклюзия – это стратегия, ее невозможно взять в руки, и сказать: "О, я знаю, что это такое!".
"Действительно, это как полярная звезда, которую нельзя сделать объектом, но ты всегда ее видишь, она тебя навигирует в сложных путях. Инклюзия и сегодня остается целью, и путь к этой цели у каждой страны свой", – отмечает Светлана Алехина.
"Мы научились разговаривать с родителями особых детей – это тоже был сложный барьер. Массовая школа не учила таких детей, и в этом смысле она не была готова не только к "особому" ребенку, но и к его родителю. Сегодня мы уже понимаем, что если родитель выбирает конкретную школу, это однозначно требует его вовлечения в переговоры со школой. А значит, педагогу и родителю надо уметь договариваться, надо понимать друг друга, надо верить в друг друга и делать все возможное, чтобы ребенок мог включиться в школьную жизнь и чувствовать свой успех в такой неоднородной и нестандартной для него среде", – подчеркивает она.
Выстраиванием диалога между школой и родителями активно занимается Всероссийская организация родителей детей с инвалидностью (ВОРДИ).
"Мы договорились, что родители "в полный рост" принимают участие в рекомендациях инклюзивных школ. В связи с тем, что родители в наше время очень мотивированы собственными детьми и достаточно хорошо разбираются в законодательстве, во многих школах мы сталкиваемся с тем, что сами родители объясняют, чего они хотят от обучения своего ребенка в инклюзии", – рассказывает председатель совета этой организации Елена Клочко.
i

Инклюзия в цифрах

В настоящее время в России 2 миллиона детей с ОВЗ. Каждый 88-ой ребенок рождается с аутизмом. В стране 740 тысяч детей-инвалидов. Рост детской инвалидизации за последние годы составляет 2,5 - 4 процента. Обучающийся с ОВЗ может не быть инвалидом, и не каждый ребенок с инвалидностью может нуждаться в специальных условиях образования. Количество инклюзивных школ, в которых обучаются дети-инвалиды, за последние годы увеличилось в 4,8 раз – с 2 тысяч в 2011 году до 9,8 тысяч (23 процента от общего количества образовательных организаций).

Девочка на мастер-классе в рамках инклюзивного фестиваля керамики Я есть!
Девочка на мастер-классе в рамках инклюзивного фестиваля керамики "Я есть!" на территории "Шолохов-Центра" в Ростове-на-Дону.
Будущее российской инклюзии: дружелюбная среда
Институт проблем инклюзивного образования МГППУ, который более 10 лет изучает проблемное поле инклюзивного образования, в 2021 году получил задание Минпроса разработать модель инклюзивной образовательной среды и основные критерии оценки инклюзивности школы. Как полагают эксперты, это будет серьезное обобщение десятилетнего опыта инклюзии в отечественном образовании, и на это есть не только политический, но и гражданский запрос.
Родители, которые выбирают школу и будущее для своего ребенка, должны знать, какая школа готова предоставить ему условия и создать для него инклюзивную среду, а какая – еще не готова, не умеет и будет испытывать много трудностей.
"У нас большая страна с очень неравномерным финансовым ресурсным обеспечением в региональных системах образования. Каждый регион сам принимает решения, исходя из ресурсов, которые он имеет, как поддерживать развитие инклюзивного процесса", – поясняет директор института.
По ее словам, сегодня Россия постепенно овладевает понятиями "особые образовательные потребности" и "универсальный дизайн", на которых развивается инклюзия в других странах. Однако нормативно перейти к этим категориям будет непросто – это потребует больших финансовых расходов и новых программ обучения педагогов. Школа должны поддерживать не только детей с инвалидностью и ОВЗ, но и всех, кто нуждается в поддержке при получении образования – сироты, дети с неродным русским языком, дети с девиантным поведением и др.
В итоге все это выливается в новые смыслы: вводится еще более широкое понятие – "дружелюбная образовательная среда", которая строится не только на принципах инклюзии, но и просто дружелюбности и справедливости.
Девочка с ДЦП рисует в классе
Девочка с ДЦП рисует в классе
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала