Люди как люди: 10 лет российской инклюзии
"Во-первых, мы идем быстро, ожидая быстрых изменений. Во-вторых, российская инклюзивное образование развивается под государственной политикой, под сформулированными законодательными нормами. Да, их не всегда хватает, потому что возникает все больше практических ситуаций, которые требуют дополнительного нормативного определения, но основные требования сформулированы. И третья наша особенность – то, что мы пошли по модели сосуществования систем, когда родителям предоставлено право самостоятельно выбирать, где обучать своего ребенка – в коррекционной школе или в массовой школе. Никому больше это право не принадлежит – ни школе, ни психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Только от выбора и доверия родителей зависит настоящее и будущее инклюзивного образования в стране", – поясняет она.
Инклюзия в цифрах
В настоящее время в России 2 миллиона детей с ОВЗ. Каждый 88-ой ребенок рождается с аутизмом. В стране 740 тысяч детей-инвалидов. Рост детской инвалидизации за последние годы составляет 2,5 - 4 процента. Обучающийся с ОВЗ может не быть инвалидом, и не каждый ребенок с инвалидностью может нуждаться в специальных условиях образования. Количество инклюзивных школ, в которых обучаются дети-инвалиды, за последние годы увеличилось в 4,8 раз – с 2 тысяч в 2011 году до 9,8 тысяч (23 процента от общего количества образовательных организаций).