Как психология меняет образование. Путь к новой школе по академику Рубцову
"Я не вправе просто рассказывать студентам что-то, я должен переживать вместе с обучающимися весь материал, тогда они воспринимают это частью своей жизни, впускают это в свою жизнь. То же относится и к школе", — убежден Рубцов.
Этот подход построен на открытиях отечественной психологии, в частности, Льва Выготского, школу которого продолжает Виталий Рубцов. Выготский создал такое направление как культурно-историческая психология. Согласно ему, человека развивает и меняет социальная среда, общение и адаптация к изменяющимся условиям жизни.
"Психолог Александр Лурия верно говорил, что дело не в дефектах, а в их социальных последствиях, то есть в том, какие ограничения остаются у человека с особенностями в обществе. Мы в вузе стремимся сразу погрузить обучающегося с ОВЗ в студенческую среду, где другие помогают переключить внимание с его ограничений на цели", — рассказал Рубцов.
"Мы добились практически стопроцентной статистики трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями. И растущее количество таких абитуриентов доказывает, что решен вопрос страха. Люди с особенностями перестают бояться поступать в вуз", — обратил внимание психолог.
В процессе обучения слабовидящие и незрячие студенты пользуются переносным компьютером "ElBraille-W14J G1", который заменяет им ноутбук. С помощью этого устройства они конспектируют лекции, выполняют практические задания, работают с формулами, а также выполняют многие другие операции с использованием рельефно-точечной системы Брайля.
При ориентировании в помещениях факультета незрячие студенты используют брайлевские таблички с номерами и названиями аудиторий, поручни, тактильные дорожки и звуковой маяк над входной дверью в здание.
Когда восприятие на слух затруднено (например, на улице), а также при общении со слепоглухими людьми используется "тактильная рука", разработанная выпускником факультета "Информационные технологии", доцентом, к.ф.-м.н. Г.А. Юрьевым. Устройство передает информацию специальным набором вибраций.
Разработка студента МГППУ Романа Голова – программа для распознавания купюр – стала популярным мобильным приложением среди студентов с нарушениями зрения. Достаточно поместить денежную купюру в зону действия камеры мобильного телефона, и синтезатор речи озвучит ее номинал.
На компьютерах для незрячих студентов установлены специальные программы невизуального доступа к информации, преобразующие текст в речевые или тактильные сообщения.
В процессе обучения слабовидящие и незрячие студенты пользуются переносным компьютером "ElBraille-W14J G1", который заменяет им ноутбук. С помощью этого устройства они конспектируют лекции, выполняют практические задания, работают с формулами, а также выполняют многие другие операции с использованием рельефно-точечной системы Брайля.
При ориентировании в помещениях факультета незрячие студенты используют брайлевские таблички с номерами и названиями аудиторий, поручни, тактильные дорожки и звуковой маяк над входной дверью в здание.
Когда восприятие на слух затруднено (например, на улице), а также при общении со слепоглухими людьми используется "тактильная рука", разработанная выпускником факультета "Информационные технологии", доцентом, к.ф.-м.н. Г.А. Юрьевым. Устройство передает информацию специальным набором вибраций.
Разработка студента МГППУ Романа Голова – программа для распознавания купюр – стала популярным мобильным приложением среди студентов с нарушениями зрения. Достаточно поместить денежную купюру в зону действия камеры мобильного телефона, и синтезатор речи озвучит ее номинал.
На компьютерах для незрячих студентов установлены специальные программы невизуального доступа к информации, преобразующие текст в речевые или тактильные сообщения.
Одна из причин заключается в результатах недавнего открытия западных ученых — при развитии ребенка самым первым его проявлением становится коммуникация, а только после этого малыш учится совершать те или иные действия, заверил исследователь.