Дорога знаний.
Куда ведут
образовательные маршруты
Куда ведут
образовательные маршруты
Узнавать новое и осваивать полезные навыки можно не только за партой в школе, но и по дороге домой, в парке, на стадионе или даже в аптеке.
Что такое образовательный маршрут и образовательный квартал? Как их планировать, чтобы сделать обучение школьника нагляднее, интереснее и эффективнее? Об этом в материале РИА Новости, подготовленном при поддержке Лаборатории образовательных инфраструктур Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Что такое образовательный маршрут и образовательный квартал? Как их планировать, чтобы сделать обучение школьника нагляднее, интереснее и эффективнее? Об этом в материале РИА Новости, подготовленном при поддержке Лаборатории образовательных инфраструктур Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Образовательный маршрут — это путь передвижения ребенка в пространстве города, который построен исходя из его запросов. На маршрут и "образовательную программу" влияет возраст: чем старше дети, тем их путь разнообразнее, сложнее и насыщеннее.
“
Город — объемный и доступный источник информации, живущий и меняющийся вместе с нами. Образовательные маршруты старшеклассников позволяют увидеть, оценить и в дальнейшем использовать потенциал современного города в образовательных целях и научить ребят самостоятельно искать источники знаний и вдохновения в повседневной жизни.

Екатерина Барсукова
Младший научный сотрудник Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Если ребенок живет и учится в мегаполисе, эксперты рекомендуют составлять образовательный маршрут не для всего города, а для отдельного района или квартала, так называемый "образовательный квартал".
Первый шаг — это создание карты образовательных ресурсов района с интерактивными возможностями. Можно, например, начать со списка кружков и секций или сразу построить индивидуальный, ежедневный маршрут школьника. При этом стоит продумать наиболее безопасный и эргономичный путь.
Первый шаг — это создание карты образовательных ресурсов района с интерактивными возможностями. Можно, например, начать со списка кружков и секций или сразу построить индивидуальный, ежедневный маршрут школьника. При этом стоит продумать наиболее безопасный и эргономичный путь.
Еще "образовательный квартал" подразумевает использование ресурсов культурных и спортивных организаций, таких как библиотека, театр, стадион и других, а также разных образовательных форматов, например, квесты, экскурсии, кулинарные мастер-классы, организация мероприятий.
Для максимальной эффективности, по словам специалистов МГПУ, можно включать детей в социальные, городские проекты: волонтерство, добрососедство, помощь пожилым и нуждающимся людям, озеленение территории и другое.
Для максимальной эффективности, по словам специалистов МГПУ, можно включать детей в социальные, городские проекты: волонтерство, добрососедство, помощь пожилым и нуждающимся людям, озеленение территории и другое.
“
Изучая передвижение детей по району, мы можем составить когнитивную карту городского благополучия, определить образовательный потенциал разных мест, узнать о неформальных и потенциально опасных пространствах. Почти все объекты городской инфраструктуры могут иметь образовательный потенциал.
Елена Иванова
Заведующая Лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат психологических наук

Кроме того, школьники на протяжении своего образовательного маршрута должны чувствовать себя комфортно и безопасно: необходимы локации, удовлетворяющие потребности детей в еде, тепле, отдыхе и общении.
Сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме "Разработка и внедрение модели университетского центра экспертизы практик формального и неформального образования для развития социокультурной среды города" провели воркшопы, на которых педагоги и ученики московских школ разрабатывали и проектировали свои собственные образовательные маршруты и кварталы.
Сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме "Разработка и внедрение модели университетского центра экспертизы практик формального и неформального образования для развития социокультурной среды города" провели воркшопы, на которых педагоги и ученики московских школ разрабатывали и проектировали свои собственные образовательные маршруты и кварталы.











Разработка и составление образовательных маршрутов педагогами, школа № 1516
Разработка и составление образовательных маршрутов педагогами, школа № 2070
Разработка и составление образовательных маршрутов педагогами, школа № 2070
Разработка и составление образовательных маршрутов педагогами, школа № 2070
Разработка и составление образовательных маршрутов педагогами, школа № 1516
Разработка и составление образовательных маршрутов педагогами, школа № 2070
Разработка и составление образовательных маршрутов педагогами, школа № 2070
Разработка и составление образовательных маршрутов педагогами, школа № 2070
Разработка и составление образовательных маршрутов педагогами, школа № 1516
Учителя работали над составлением образовательного маршрута в группах. Большинство педагогов для проектирования выбирали тему патриотического воспитания и краеведения.
“
Разработка педагогами образовательных маршрутов для учеников — отличная возможность посмотреть под другим углом на образовательный потенциал города, его возможности.

Наталья Буканова
Директор ГБОУ "Школа №1516" (Москва), участник воркшопа
В результате участия в воркшопе учителя стали больше устраивать экскурсии и выходы за переделы школы для изучения учебной программы. Помимо этого, педагоги выступили на Международном симпозиуме "Образование и город: практики соучаствующего проектирования" с представлением результатов своей работы и планированием будущих проектов по образовательным маршрутам.
“
Образовательные маршруты, построенные детьми, помогают педагогу посмотреть на городскую среду в контексте возраста ее пользователей, увидеть возможности городского пространства для решения образовательных задач.
Ирина Виноградова
Введущий научный сотрудник Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат психологических наук

Что касается школьников, то многие из них нарисовали образовательный маршрут по теме "Здоровый образ жизни" — 20 работ из 49. Дети упоминали не только спорт и просвещение, но и вкусовые привычки, прогулки на свежем воздухе, удовольствие от созерцания природы, а также личную гигиену. Как отметили эксперты, ученики чаще всего рисовали карту не своего района, а своей жизни.





Разработка и составление образовательных маршрутов учениками, школа № 2070
. Разработка и составление образовательных маршрутов учениками, школа № 1516
. Разработка и составление образовательных маршрутов учениками, школа № 1516
Кроме того, проведение подобных воркшопов и картирование образовательных кварталов, по мнению экспертов МГПУ, очень полезны и помогают понять, каким видят свое образование обучающиеся и насколько педагоги готовы покидать пределы школьного здания, используя образовательный потенциал городской среды.
Что такое образовательный маршрут и образовательный квартал? Как их планировать, чтобы сделать обучение школьника нагляднее, интереснее и эффективнее? Об этом в материале РИА Новости, подготовленном при поддержке Лаборатории образовательных инфраструктур Московского городского педагогического университета (МГПУ).