Воздух полон идей: как учиться в городе и у города
Жизнь в мегаполисах стремительно меняется. Они предоставляют все больше возможностей для развития и образования каждому жителю. Как городская инфраструктура может стать частью образовательной среды и насколько полноценно ее используют, рассказали специалисты Московского городского педагогического университета.
"Городская среда" всегда была предметом изучения урбанистики, экономики, социологии, антропологии и других наук. Однако в настоящее время все более востребованными становятся направления ее исследования, связанные с образованием.
В начале 2021 года сотрудники Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ провели исследование, где оценили посещение педагогами и школьниками различных городских объектов в образовательных целях.
"Городская среда" всегда была предметом изучения урбанистики, экономики, социологии, антропологии и других наук. Однако в настоящее время все более востребованными становятся направления ее исследования, связанные с образованием.
В начале 2021 года сотрудники Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ провели исследование, где оценили посещение педагогами и школьниками различных городских объектов в образовательных целях.
Куда пойти? Учителя знают не все…
В ходе исследования стало понятно, что набор мест, куда регулярно ходят учителя со своими подопечными, и в которые активно рекомендуют ходить коллегам, достаточно ограничен. Опрошенные педагоги выбирают в основном известные и "раскрученные" заведения. Так, из более чем 400 музеев Москвы респонденты назвали только 47, т.е. около 10% возможных. Касаемо московских театров, результаты оказались еще более скромными. Из более чем 200 театров было названо менее 10%.
Предпочтения педагогов при выборе городских объектов

В целом же, рассказывая о своих предпочтениях, учителя перечислили 185 объектов города Москвы. Среди них были музеи, театры, парки, фабрики и другие. Чаще всего упоминались Государственный музей-заповедник «Царицыно» (58 раз), Музей-заповедник "Коломенское" (40 раз). Среди естественно-научных музеев на первом месте оказался Дарвиновский музей (назван 19 раз). Достаточно хорошо известны учителям Музей космонавтики (16 упоминаний) и Музей Великой Отечественной войны (15 упоминаний).
Государственный музей - заповедник "Царицыно"
Максим Блинов / РИА Новости
Музей-заповедник "Коломенское"
Владимир Астапкович / РИА Новости
Посетители в Московском музее космонавтики на ВДНХ
Евгений Одиноков / РИА Новости
Дарвиновский музей в Москве
Москве. Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Экспозиция исторической реконструкции боев 1945 года в открывшемся главном здании Музея Победы - ФГБУК Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Выбор семьи. Свежий воздух и активность
В отличие от учителей, в вопросе выбора образовательного досуга для своих детей, родители предпочли парки, спортивные секции и клубы. По данным исследования МГПУ, их посещают по несколько раз в месяц более половины ответивших.
Если говорить об учреждениях культуры, то тут родители в большинстве случаев выбирают музеи. Их посещают два и более раз в год 80% ответивших. На втором месте в списке предпочтений расположились театры. Два и более раз в год их посещают 68% ответивших родителей.
Если говорить об учреждениях культуры, то тут родители в большинстве случаев выбирают музеи. Их посещают два и более раз в год 80% ответивших. На втором месте в списке предпочтений расположились театры. Два и более раз в год их посещают 68% ответивших родителей.
Частота посещений городских объектов родителями с детьми

Среди городских объектов, куда родители ходят с детьми в образовательных целях, были также названы городские лагеря, зоопарк, фестивали, квесты, прогулки с биологами и вообще прогулки по городу.
Наиболее запоминающимися образовательными событиями родители назвали мастер-классы, экскурсии, лагеря и спектакли.
Любопытно, но оказалось, что реже всего родители с детьми выбирают посещение домов творчества и библиотек. Вариант "никогда не посещаем" выбрали 44% и 30% опрошенных соответственно.
Наиболее запоминающимися образовательными событиями родители назвали мастер-классы, экскурсии, лагеря и спектакли.
Любопытно, но оказалось, что реже всего родители с детьми выбирают посещение домов творчества и библиотек. Вариант "никогда не посещаем" выбрали 44% и 30% опрошенных соответственно.
Моменты знаний. Задавайте городу вопросы
По мнению специалистов МГПУ, и детям, и родителям, и педагогам не нужно ограничивать себя только признанными местами досуга и образования. Любой городской объект может стать образовательным, если к процессу подойти творчески, побуждая к любознательности, задавая вопросы себе и окружающему миру.
"Сейчас в Москве идет активная реконструкция парковых зон в жилых районах, не обошел этот процесс и мой район. На информационном плакате о ремонте было заявлено, что будет отремонтировано 4 голубятни. “Неужели у нас в микрорайоне столько голубятен?” — удивилась я. Исследовательская прогулка показала, что все голубятни, знакомые мне с детства, живы, “работают” и радуют жителей. Так рождается исследовательский интерес, вопросы, порождающие поиск и анализ информации".
Екатерина Асонова
Заведующая Лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Как отметила исследователь, такая деятельность для нее привычна, но для школьника интерес к городскому пространству может и должен стать образовательным ресурсом. Именно этому и обязана способствовать исследовательская работа МГПУ.
"Мы учим задавать вопросы к городскому пространству таким образом, чтобы буквально любой объект мог стать образовательным ресурсом. Учим этому педагогов московских школ на курсах повышения квалификации и в рамках обучения на программе магистерской подготовки “Педагог-исследователь городской среды”. Стараемся внедрить такой подход в работу школьных учителей, вузовских преподавателей, музейных педагогов, библиотекарей, работающих с детьми, встречаясь с ними на Школе образовательной урбанистики (ШОУ)".
Анастасия Россинская
Ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Лабораторное междисциплинарное занятие в Музее космонавтики
Зал "Утро космической эры" Музея космонавтики
Макет "Лунохода-1" в Музее космонавтики
Урок в Музее космонавтики
Школьное исследование в Музее космонавтики
Важность такого взаимодействия отмечают и в музеях. Как объяснили представители Музея космонавтики, они имеют большой совместный опыт в части разработки и реализации музейно-образовательных проектов. По их словам, методики и практики Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ помогают специалистам музея грамотно подойти к изучению образовательного запроса от школы, выстраиванию эффективной коммуникации с участниками образовательного процесса, разработке и реализации музейно-образовательных проектов, а также оценке их эффективности.
"Музеи и школы сегодня являются надёжными партнёрами, успешно реализующими различные образовательные программы. Но для эффективного взаимодействия таких институтов необходимо присутствие еще одного участника – высшего учебного заведения, способного выступить экспертом, опытным исследователем и специалистом".
Альфред Вардазарян
Заведующий отделом научной популяризации Музея космонавтики в Москве
Как утверждают сотрудники МГПУ, их исследовательская работа не имеет прямого воздействия на городское пространство, объекты или горожан, но уже сейчас заметно, как идеи прорастают в работе коллег, как создаваемое профессиональное сообщество поддерживает друг друга и развивает свой потенциал.
Жизнь в мегаполисах стремительно меняется. Они предоставляют все больше возможностей для развития и образования каждому жителю. Как городская инфраструктура может стать частью образовательной среды и насколько полноценно ее используют, рассказали специалисты Московского городского педагогического университета.
09:00 20.09.2021
(обновлено: 09:54 20.09.2021)