Рейтинг@Mail.ru
Без Базарова. Эксперты напомнили о лучшем решении проблемы поколений - Социальный навигатор РИА Новости, 27.04.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор - РИА Новости, 1920
Социальный навигатор

Без Базарова. Эксперты напомнили о лучшем решении проблемы поколений

© Depositphotos.com / fizkesРодители с дочерью, читающей книгу
Родители с дочерью, читающей книгу - РИА Новости, 1920, 27.04.2021
МОСКВА, 27 апр — РИА Новости. Современная молодежь, как зачастую кажется старшим, отвергает авторитеты и не питает никакого интереса к познанию мира. Однако психологи уверены, что это не так: младшее поколение просто ориентировано на партнерские отношения со взрослыми и предъявляет к ним очень высокие требования. Как занятия философией с детьми могут разрешить этот "воспитательный кризис", РИА Новости обсудило с ведущими экспертами профильных российских вузов.

Верное отношение к миру

Удивляться миру и радоваться его исследованию – свойство здорового сознания, уверены психологи. Такое отношение к жизни должно быть естественным не только для детей, но и для взрослых любых возрастов.
Чтобы такая позиция стала чертой личности, по мнению психологов, надо, чтобы неосознанный "детский" взгляд на вещи был осмыслен в младшем подростковом возрасте. Тогда он может быть присвоен как способность – как целенаправленная реакция при встрече с неизвестным и непонятным.
"Философия начинается с удивления!" – с этих слов Аристотеля, как правило, начинаются лекции по философии всех уровней. Философия, как считают специалисты, работает именно с ситуацией осознанной неизвестности, со знанием о незнании.
Почему меня не понимают, не ценят, не любят? Почему я не могу согласиться с тем, что считают истиной другие? Как отличить то, что обладает реальной ценностью, от иллюзий? Психологи уверены, что подобные вопросы – вовсе не праздные, зачастую от ответа на них зависит душевный комфорт и успешность личности.
«

"Философия для детей сегодня – общемировое движение, объединяющее исследователей и практиков, предлагающих разнообразные программы по развитию детей. Как правило, они начинаются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Центр этого движения в России – философский факультет МГУ, где есть кружки, принимающие ребят с восьми лет", – рассказала профессор философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, президент Межрегиональной детской общественной организации "Философия – Детям" Лариса Ретюнских.

К началу подросткового периода ребенок уже способен к рефлексии, то есть анализу собственных переживаний и действий. Этот момент – естественный и наиболее удачный для создания прочного и осмысленного отношения к миру, считают психологи.

Мышление вне шаблонов

Философия в детском и подростковом возрасте, уверены специалисты, помогает овладеть навыками творческого и аналитического мышления. Ребенок приучается гибко оценивать свою роль в обществе и собственной жизни. Это позитивно сказывается на общей культуре и навыках мышления в самых разных ситуациях.
Психологический анализ занятий философией с детьми, по словам специалистов, показывают, что главный их результат – повышение самооценки. Умение рационально исследовать мир помогает адекватно оценивать себя и занимать комфортное место в коллективе, приучает справляться с психологическими проблемами. Мониторинг, проводившийся в американских школах, продемонстрировал, что в классах, где есть философия, успеваемость по остальным предметам значительно выше, чем в классах без нее.
Девочки в школе - РИА Новости, 1920, 03.06.2020
Российские ученые создали уникальный метод оценки самостоятельности детей
Некоторые психологии даже уверены, что погружение ребенка в классно-урочную систему школьного преподавания без сопровождающего знакомства с философией вредно, так как формирует раздробленную, ложную картину мира. Но и с другой стороны, философские беседы без привязки к жизненным ситуациям и к содержанию изучаемых дисциплин – также вредны.
«

"Уже на дошкольном этапе и в начальной школе очень важно сформировать чувство творческой пробы – умение игрового, экспериментального исследования мира. Чтобы ответить на вопросы, которые встают в школьном курсе многих наук, нужно отвлечься от наивных установок – "раз работает, значит и так сойдет!", "все же так делают!" и так далее – и задуматься о том, что ты действительно знаешь", – рассказал доцент факультета "Психология образования" МГППУ Андрей Андрюшков.

Способность размышлять о сложном и непонятном, переосмысляя средства своего мышления, согласно крупнейшему отечественному психологу В. Давыдову, оформляется на переходе от начальной школы к средней. Хотя многие специалисты уверены, что в освоении детьми философии главную роль играет не возраст, а склонность, программы философии для детей строятся как диалог о реалиях жизни, помогающий любой личности пробудить познавательный интерес.

Воспитание зрелой личности

Почему нельзя лгать, обижать, брать чужое? Почему надо делиться, помогать, защищать слабых? В тот момент, когда ребенок начинает задавать такие вопросы, он вступает на путь этической рефлексии, считают специалисты. Чем раньше возникает такие вопросы, тем больше шансов, что человек вырастет нравственной личностью.
Формирование зрелого морального сознания – одна из задач философии для детей. Решение разнообразных этических кейсов, помогающих ребенку глубже осмыслить свои отношения с окружающими, – центральный элемент всех программ этого рода.
Важно, чтобы нравственность стала предметом добровольного осмысления – только так возможно принятие культурных норм как своих собственных, уверены специалисты. Такой опыт возможен приблизительно с семи лет – в традиционных культурах именно в этом возрасте общество меняет отношение к ребенку, считая, что он уже может нести вину перед коллективом.
Подростки в школе - РИА Новости, 1920, 23.10.2020
Исследование показало, какой навык лучше всего развивают у детей в школе
Один из наиболее сложных и важных моментов формирования личности – знакомство со смертью. Без осознания того факта, что растения, животные, люди умирают, о понимании мира говорить нельзя, уверены психологии. Попытка сформировать у ребенка иллюзию, что смерти нет – катастрофична, она приведет только к стремлению жить в иллюзорном мире, лишенном сложностей.
«

"Осознание смерти – важнейший стимул к поиску себя в жизни. Понимание своей смертности и настоящее знакомство с философией – во многом одно и то же. Некоторые сталкиваются с этим в три года, некоторые не задумываются об этом и в тридцать. Дети, как правило, живут в ощущении бессмертия, воспринимая смерть как нечто не относящееся к ним. Философский контекст позволяет работать с этой серьёзной темой мягко и корректно", – отметила Лариса Ретюнских.

Опыт проживания смертности в раннем возрасте должен быть пройден ребенком вместе со взрослым, который берет на себя его защиту. Следующий этап, считают специалисты, – когда подросток осознает, что после смерти кого-то из близких он должен будет взять на себя работу по воссозданию условий жизни. В этот ключевой момент созревания личности подросток понимает, что мир несовершенен и требует от него действий.

Учителю на заметку

Философия с детьми – вовсе не рассказ о философах, а активное философствование, подчеркивают специалисты. Просто истории об "умных дядях" вряд ли тронут ребенка – в отличие от равноправной беседы с взрослым о том, что такое доброта, истина, свобода.
Нельзя требовать заучивания идей, предлагаемых на таких занятиях, считают специалисты, – куда важнее привлечь детей к активному их осмыслению и интерпретации. Полезными будут задания в творческой и вопросно-ответной формах.
"Как вариант знакомства с философией, можно читать со школьниками седьмых-восьмых классов диалоги Платона о любви и дружбе. По ходу понимания логики рассуждений стоит предлагать продолжить диалог со своей позиции. Можно также предложить детям самим разыграть подобные диалоги, разбившись на пары: каждый, подобно Сократу, должен доказать свою правоту, доведя собеседника до противоречия", – порекомендовал Андрей Андрюшков.
В результате подобных занятий, уверены психологи, подростки осваивают культуру аргументированной беседы и научаются понимать и формулировать то, что действительно значимо для них в их личном опыте.
Ключ к успеху в занятиях философией с детьми – уважать ребенка, постараться увидеть в нем достойного собеседника и не говорить с ним с позиции носителя истины, подчеркивают специалисты.
Молодые люди гуляют около Парка Горького в Москве - РИА Новости, 1920, 16.03.2021
Арифметика свободы: детский психолог дала советы родителям подростков
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала