Рейтинг@Mail.ru
Арифметика свободы: детский психолог дала советы родителям подростков - РИА Новости, 17.03.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор - РИА Новости, 1920
Социальный навигатор

Арифметика свободы: детский психолог дала советы родителям подростков

© РИА Новости / Максим БлиновМолодые люди гуляют около Парка Горького в Москве
Молодые люди гуляют около Парка Горького в Москве - РИА Новости, 1920, 16.03.2021
МОСКВА, 16 мар — РИА Новости. Романтический возраст новых открытий – он же возраст второго кризиса, он же подростковый период – зачастую становится настоящим испытанием для многих родителей. О том, как правильно реагировать на потребности растущих детей и сохранить спокойствие и надежные отношения, а также о понимании свободы подростками РИА Новости рассказала практикующий детский психолог Галина Шакова.

Кризис как возможность

Как и в первых поведенческих кризисах, в подростковом периоде у ребенка могут ярко проявиться упрямство, своеволие, недооценка взрослых и отказ выполнять их требования.
«

"Отдельно можно отметить ревность к собственности, и речь здесь не только о "своей территории" – вещах, комнате, но и о защите внутреннего мира. Собственный внутренний мир становится главной ценностью, которую подростки тщательно оберегают от других, в том числе и от собственных родителей", – отмечает специалист.

Несмотря на всю сложность этого возраста, кризис имеет и позитивный смысл: именно благодаря ему подросток удовлетворит потребность в самопознании и самоутверждении, а также сформирует способы поведения, которые позволят ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Формула свободы

Одним из самых ярких проявлений подросткового периода становится стремление ребенка к свободе, которую он понимает как независимость от родителей, в первую очередь психологическую. Такое стремление называется сепарацией, она неизбежна и затрагивает каждую личность, ведь в ходе развития человек взрослеет и предъявляет миру свои требования.
Девочка-подросток - РИА Новости, 1920, 25.01.2021
Переходный возраст у девочек: его особенности и советы родителям
Подростки в первую очередь стремятся обрести свободу действий, однако большинство из них вкладывает в это понятие романтическое всемогущество и вседозволенность.
"Свобода тесно связана со многими понятиями. И если попробовать вывести ее формулу, многие составляющие пока не попадают в поле зрения подростков – просто в силу отсутствия должного опыта. Свобода = возможность выбора + право выбора + ответственность за выбор + удовлетворенность результатом. Вот так в совокупности выглядит то, что в глазах подростка имеет романтический флер", – рассказывает Галина Шакова.
Если внимательно рассмотреть все составляющие этой формулы, то можно понять, что человек может иметь истинную свободу на каждом возрастном этапе.
«

"Возможность выбора – это не только объем того, из чего можно выбрать, но и само право действия. Так, даже имея одну игрушку, ребенок имеет возможность выбора: играть с ней или нет. А вот отсутствие возможности выбора – это уже принуждение", – разъясняет психолог.

Под правом выбора следует понимать готовность человека, в том числе и психологическую, сделать выбор. Так, например, если в пять лет человек имеет право выбрать цвет мороженого, то в 25 – место работы, место жительства и прочее.
"Возлагая на ребенка право выбора того, к чему он попросту не готов в силу возраста, мы возлагаем на него непосильную ношу, которая может негативно повлиять на его психику, а в дальнейшем и на судьбу. К примеру, мнение ребенка при определении места жительства учитывается с определенного возраста, потому что именно с этого возраста ребенок сможет справиться с тяжестью данного выбора", – подчеркивает специалист.
Право всегда тесно связано с понятием ответственности, и это следующая составляющая формулы. Ответственность за те или иные действия наступает на разных жизненных этапах. И если мы не можем нести ответственность за свой выбор, то свобода превращается в хаос. Решая сделать тот или иной выбор, мы определяем свой путь, цель и "плату" за него – все это наша ответственность. "Предоставляя детям свободу без ответственности, мы не формируем понятие "осознанный выбор". Такая свобода может восприниматься или как равнодушие, отсутствие поддержки, или как вседозволенность, неспособность соблюдать чужие границы", – утверждает Галина Шакова.
Подросток - РИА Новости, 1920, 19.01.2021
Из ребенка во взрослого: что нужно знать родителям о пубертатном периоде
Не стоит забывать и о последнем звене формулы свободы – удовлетворенности результатом. Если наше решение принесло желаемый итог, значит, мы на верном пути.
Эта сложная формула не абсолютна, она не рождается вместе с человеком, но, в отличие от сухих математических понятий, способна надстраиваться и разветвляться, создавая множество сложных социальных связей.

Взросление свободы

Появившись на свет, ребенок ничего не знает о себе, своем теле и чувствах, законах этого мира. Он не свободен в широком смысле этого слова.
«

"Узнать границы и возможности своего тела – это первая задача, влекущая за собой свободу движения. Получая информацию от рук, ног, глаз и даже кожи, ребенок формирует представление о себе и первый опыт контакта с миром. Ограничивая свободу движения, нося ребенка беспрестанно на руках, занимая гаджетами, то есть не создавая условий для движения, мы ограничиваем его развитие, – подчеркивает Галина Шакова. – Поэтому свободу на данном этапе можно охарактеризовать как возможность безопасного движения и познания границ собственного тела и внешнего мира".

Следующий этап свободы – становление и развитие речи. "Речь является одной из составляющих фундамента мышления: имея изначально внешний характер, позже она становится внутренней, "про себя", и является составляющей мысли, которую мы также выражаем с помощью слов. Для гармоничного развития речи ребенку необходимо слышать различные звуки, слова, запоминать их и изучать значение. Таким образом, свобода данного этапа – это возможность слышать речь, формировать обширный словарный запас, иметь необходимость и возможность их употреблять", – разъясняет специалист.
Свобода мысли – это еще одна грань свободы. Мышление формируется у ребенка поэтапно, и для каждого возраста оно имеет границы возможного. "Так, если маленькому ребенку показать два стакана, одинаково наполненные водой, а затем один из них перелить в стакан бóльшего объема и спросить, в каком из стаканов воды меньше, с большой долей вероятности малыш покажет на второй стакан. Именно на этом понимании и выстраиваются границы предоставляемой ребенку свободы мысли. Она ограничена ровно настолько, насколько ребенок имеет знания и навык их анализа в той или иной сфере. Стоит помнить, что, например, способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий у ребенка формируется только с 11–12 лет", – поясняет психолог.
Как на каторгу. Что делать, если ребёнок не хочет идти в школу? - РИА Новости, 1920, 01.09.2020
Как на каторгу. Что делать, если ребёнок не хочет идти в школу?
На протяжении жизни человек безостановочно меняется: изменяется тело, приобретаются новые жизненные роли, а вместе с ними новые грани чувств, направления развития мысли, речи. Так и все вышеперечисленные "части" свободы растут и взрослеют вместе с человеком, и от верного их становления, как от фундамента дома, зависит прочность, целостность, устойчивость личности, ее умение адаптироваться к условиям и требованиям мира.

Пять шагов навстречу подростку

Чтобы поддержать ребенка на непростом этапе взросления, психологи рекомендуют родителям по возможности уделять больше времени личному общению с ним. Кроме того, важно соблюдать следующие пять правил.
  • Родителям необходимо внимательно относиться к индивидуальным темпам развития ребенка: не считать его маленьким, но и "не толкать ребенка в подростковость насильно".
  • С уважением относиться к заявлениям и позициям подростка, какими бы глупыми и незрелыми они вам ни казались. Стремитесь обсуждать и анализировать каждое заявление, учитесь приходить к консенсусу.
  • Дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может принять: советуйтесь с ним по каждому пустяку, привлекайте к обсуждению "взрослых" вопросов в семье. Пусть подросток поймет, что вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем полноправного члена семьи.
  • Сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего ребенка, например предупреждайте, если где-то задерживаетесь, рассказывайте о своих чувствах и переживаниях, не обременяя, но и не скрывая проблем. В этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой ребенок пойдет именно к вам.
  • Работайте над своими ошибками: постарайтесь обнаружить и скорректировать те ошибки в воспитании, которые вы допускали на предыдущих возрастных этапах.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала