Рейтинг@Mail.ru
Образование для дошкольников дома: развиваемся и играем в самоизоляции - РИА Новости, 16.10.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Образование для дошкольников дома: развиваемся и играем в самоизоляции

© Fotolia / Drobot Dean Отец играет с сыном
Отец играет с сыном
МОСКВА, 24 апр — РИА Новости, Мария Тихонова. В режиме самоизоляции родители дошкольников целыми днями проводят время вместе с детьми и самостоятельно занимаются развитием своего ребенка. Как поддержать детскую образовательную инициативу? Что важно для подготовки к школе? И как организовать образовательную деятельность в домашних условиях? Об этом в материале "Социального навигатора".
Создать условия для развития
Для того, чтобы ребенок проявлял инициативу и интерес к обучению, ему нужно создавать необходимые условия. Это задача взрослых, считает доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук Екатерина Клопотова.
По словам ученого, взрослый, который с интересом включается в деятельность ребенка, показывает пример инициативы и любознательности. Глядя на него, ребенок учится задавать вопросы и стремится узнать что-то новое. Взрослому в этой ситуации важно занять такую позицию, которая бы позволяла ребенку проявлять самостоятельность — важно избегать постоянного контроля и излишней опеки.
"Если взрослые заняты и не могут уделить ребенку внимания, то предоставьте ему возможность самому придумать себе занятие. Главное — не допускать гиперопеки со стороны взрослого. Предпочтительнее умеренное включение в деятельность. Но если выбирать между ситуацией гиперопеки и отстранения, то последнее — более благоприятный вариант для проявления детской инициативы", — отметила Екатерина Клопотова.
Ребенок играет с машинками
Новый взгляд на привычные вещи: чем увлечь ребенка на карантине
По ее мнению, чем больше взрослый присутствует в жизни ребенка, тем в меньшей степени он научится осознавать свои желания и организовывать себя сам. А это тоже очень важно для подготовки к школе и дальнейшей жизни.
В городских условиях, по словам ученого, больше всего проблем возникает у родителей воспитывающих детей в небольших квартирах, когда в одной комнате приходится находиться всей семье.
"Даже если у вас однокомнатная квартира и два ребенка, у каждого должен быть свой уголок, личное пространство. И оно должно быть оговорено. Отлично, если есть возможность принести огромную коробку, в которой дети могли бы сделать себе домик, чтобы периодически уходить туда поиграть", — рекомендует эксперт.
Клопотова отметила, что сегодня, когда семьи проводят много времени вместе, особенно важно, чтобы у ребенка было личное пространство.
Не обучать специально
В режиме самоизоляции обучение дошкольника школьным предметам, таким как чтение или письмо, не должно становиться первоочередной задачей родителей, считает Екатерина Клопотова. Ученые не выявили связи между умением ребенка читать или писать и успехом в школе. Стоит обратить внимание на развитие других навыков.
"В первую очередь — это произвольность и внутренний план действий, то есть способность ребенка действовать в уме. А также познавательная активность. Развитие всех этих процессов можно легко включить в повседневную жизнь", — рассказала ученый.
Воспитанник детского сада во время тихого часа
Эксперт рассказал о важности дневного сна для развития детей
По ее мнению, для этого необходимо, чтобы у старшего дошкольника были какие-то обязанности: убрать за собой постель, помыть или убрать тарелку. Родители должны следить за их исполнением. Удержание правил и их соблюдение — это важный момент готовности к школьному обучению. Если ребенок идет в школу, не умея соблюдать правила, у него неизбежно возникнет очень много проблем, даже если он отлично пишет, читает и считает.
Для развития произвольности, по словам эксперта, у ребенка должен быть режим дня. Его необходимо соблюдать не только в ключевых моментах: подъем, сон, прием пищи — но и в игровой деятельности. Договоритесь, что каждый вечер какое-то время отводится, например, на настольные игры. Они отлично подходят для развития произвольности и подготовки к школе с одной стороны, а с другой — для содержательного времяпровождения с родителями.
Развивать познавательную активность можно с помощью увлекательных домашних экспериментов, считает Клопотова. Можно выращивать кристаллы, делать леденцы, смешивать соду с лимонной кислотой. Это мотивирует ребенка узнавать что-то новое.
Выбирать правильные игры
Образовательная деятельность в дошкольном возрасте, по словам Екатерины Клопотовой, это не сетка занятий.
"Это не полчаса чтения, счета или письма. Только если ребенок уже ходил на подготовку к школе, у него есть тетрадки и занятия, которые ему нравятся, можно продолжать делать это ежедневно, затрачивая на это не больше 20-30 минут в день", — объяснила эксперт.
Дети играют в настольные игры
Играть, нельзя гулять: чем занять дошкольника в условиях самоизоляции
Для образовательной деятельности дошкольника, по ее мнению, лучше всего подойдут игры, где нужно соблюдать правила, что-то объяснять и показывать.
"Например, у взрослой игры "Я знаменитость", есть детский вариант — "Кто я". Нужно наклеить на лоб бумажку с названием животного или известного ребенку персонажа. Он, задавая вопросы, должен пытаться угадать, кто там написан. Эта игра очень полезна для подготовки к школьному обучению, потому что ребенок должен соблюдать очередность, формулировать вопросы, стараться правильно угадать своего персонажа", — посоветовала специалист.
В режиме самоизоляции очень важно организовать двигательную активность, которая отвечает за формирование нервных связей и умственное развитие. Эксперт отметила, что для этого отлично подойдет игра "Море волнуется раз, море волнуется два". Она связана и с движениями, и с моторикой и со способностью прочитать посыл, который тебе "зашифровал" другой человек.
"Отлично подойдет игра "Твистер" или домашняя полоса препятствий из доступных средств", — рекомендовала спикер.
Читать и давать ребенку новую информацию тоже важно, напомнила Клопотова, но подходить к выбору книг нужно с осторожностью. Литература должна соответствовать и возрастным потребностям детей и индивидуальным предпочтениям. Кто-то любит сказки, а кому-то больше нравится познавательная литература.
Организовать позитивную атмосферу в семье
Екатерина Клопотова советует родителям рассматривать самоизоляцию, как время возможностей. Она считает, что за это время родители старших дошкольников могут сформировать у ребенка позитивное отношение к обучению в школе.
"Очень важно, чтобы в семье в этот период был позитивный фон. Отлично, если родители смогут достать свои старые фотографии и поговорить с ребенком о том, как они ходили в школу, о проблемах, которые возникали, и как они их решали", — рекомендует ученый.
Вернуться в детство: каким должен быть современный детский сад
Вернуться в детство: каким должен быть современный детский сад
По ее словам, ребенок должен чувствовать поддержку родителей, ведь ему предстоит пойти в школу: к новому незнакомому взрослому, в новый коллектив детей. Ему очень важно понимать, что есть папа с мамой, которые уже прошли этот путь, у них есть опыт, которым они могут поделиться.
"Достать и посмотреть детские фотографии родителей – это всегда очень полезно и создает общее эмоциональное поле для детей и родителей", — заявила Екатерина Клопотова.
Кроме того, ученый рекомендовала организовывать совместную деятельность так, чтобы родителям тоже было интересно играть и экспериментировать вместе с детьми.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала